• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Чем методология Абу Ханифы отличалась от школы имама Малика?

Время чтения: 3 мин
7939

Абу Хани́фа был известен своей набожностью, осмотрительностью в вопросах дозволенного и запретного, смышлёностью и знанием фикха. Как передаёт аз-Захаби, «большое количество людей рассказывало о том, что он выстаивал дополнительные ночные намазы и много времени уделял поклонению». Вот что рассказывает его ученик Абу Йу́суф о причинах этого – однажды он шёл вместе с Абу Ханифой, и они оба услышали, как какой-то человек говорил: «Это Абу Хани́фа, который не спит по ночам», и Абу Хани́фа сказал: «Пусть обо мне не рассказывают того, чего я не делал», и после этого он стал проводить ночи в поклонении.

В числе тех, кто высоко отзывался об Абу Хани́фе, был имам аш-Ша́фии, да смилостивится над ним Аллах, который однажды сказал: «Поистине люди в фикхе являются последователями Абу Хани́фы» . А вот что о нём сказал имам Малик бин Анас, да смилостивится над ним Аллах: «Я видел такого человека – если бы он заговорил с тобой об этом столбе и захотел доказать, что он из золота, то он непременно представил бы доказательства этого».

Особенностью методологии Абу Хани́фы было то, что он выносил на обсуждение своих учеников вопросы фикха и те проблемы, которые перед ним возникали, и каждый из них высказывал своё мнение по этому поводу, после чего между ними происходило обсуждение высказанных ими мнений. Если они приходили к какому-то одному мнению, то он объявлял его им, или же оно записывалось кем-либо из его учеников. Однако иногда расхождения во мнениях между учениками и их наставником оставались, и они не приходили к единому мнению, тогда записывалось мнение Абу Хани́фы и упоминались расхождения во мнениях. Таким образом, с самого начала своего возникновения мазхаб Абу Хани́фы формировался в виде коллективного мазхаба, основанного на принципе совета, обмена мнениями и их обсуждении.

Это кардинально отличается от метода имама Малика, так как он диктовал своим ученикам вопросы и связанные с ними шариатские нормы, и не шёл с ними по пути Абу Хани́фы, а они не обсуждали его высказываний и не спорили с ним. Так, личности учеников Абу Хани́фы сформировались уже при его жизни и в свете его наставлений, он воспитал в них способность к размышлению и исследованию, взрастив в них способность к иджтиха́ду, когда они ещё только обучались и приобретали знания.

При жизни Абу Хани́фа не написал книг по фикху, и его высказывания дошли до нас через его учеников – Абу Йу́суфа, Мухаммада бин аль-Хасана и Зуфара, и это они уже впоследствии создали мазхаб Абу Хани́фы, записали его высказывания вместе со своими высказываниями и мнениями. При этом они не были его слепыми подражателями, а занимались иджтиха́дом, будучи последователями школы Абу Хани́фы, неуклонно следуя его методологии в выведении норм шариата и иджтиха́де. Вместе с этим они спорили со своим имамом при его жизни, а иногда возможно в чём-то и не соглашались, и их слова, противоречащие мнению их наставника Абу Хани́фы, сохранились и дошли до нас. Однако и их слова, и слова Абу Хани́фы считаются мазхабом Абу Хани́фы по причине того, что он является основателем этого правовой школы в исламе.

Наиболее известными среди его учеников являются Абу Йу́суф, Мухаммад бин аль-Хасан аш-Шайбани, Зуфар бин аль-Хузейль (728 – 775 г. х.) и аль-Хасан бин Зийад аль-Люълюви́, а самым известными среди этих четверых и внёсшими наибольший вклад в распространении фикха Абу Хани́фы, являются Абу Йу́суф и Мухаммад.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle