• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Кашгар – город летописцев и суфиев

Время чтения: 4 мин
5790

Путешественник, передвигающийся по территории Северного Китая, даже если он не понимает по-китайски, все равно почувствует, въезжая в город Кашгар, расположенный на Великом Шелковом пути, что он очутился в обстановке, которая коренным образом отличается от той, что он привык видеть в китайских городах.

На протяжении веков Кашгар был духовной столицей уйгуров – тюркского этноса, населяющего китайскую провинцию Синьцзньян, или как ее называли в древности – Восточный Туркестан.

Кагшар был важным перевалочным пунктом на Великом Шелковом пути. По нему передвигались торговцы и дипломаты, философы и носители их идей. Торговые караваны шли в обе стороны, перевозя шелк в Европу и ислам –в Центральную Азию. В 10 веке  правитель Кашгара Сатук Бугра Хан повстречал мусульманских торговцев из Бухары и принял ислам. Позже он стал первым султаном мусульманского Кашгара. Его мавзолей под аккуратным куполом можно видеть в деревне Артуш около города.

Правление династии Караханидов для Кашгара стало временем расцвета культуры и учености. В 1070 году Юсуф Хадж ХаджибБаласагуни создал один из выдающихся литературных памятников тюркоязычной литературы «КутадгуБилик» («Благодатное знание»), первое произведение, написанное на языке древних тюрков и полностью сохранившееся, которое многие тюркоязычные народы  считают  истоком или первым шедевром своей письменной литературы.

В то же самое время великий уйгурский летописец  Махмуд Кашгари составил «Диван-и-люгат-и-Турк» - сборник тюркских диалектов, который был отправлен багдадскому халифу в 1072 году. Кашгари также составил карту расселения тюркских племен. Эта карта ныне экспонируется в Национальной библиотеке в Стамбуле.

Мавзолей Юсуфа Баласагуни и мечеть Ид Ках, пожалуй, единственные памятники эпохи Караханидов, которые остались в Кашгаре.

Рядом с мечетью расположена Улица Ремесленников, где изготавливаются и продаются традиционные предметы быта уйгуров от медных чайников до изогнутых ножей. Здесь можно попробовать блюда уйгурской кухни.

Здесь же располагается чайхан в уйгурском стиле, украшенная деревянной резьбой, в которой собираются старики, чтобы за чашкой чая поговорить между собой и с другими посетителями.

На Улице Ремесленников продают традиционные уйгурские музыкальные инструменты: двуструнные дутары и пятиструнные тамбуры. Здесь также можно послушать импровизированные концерты местных музыкантов-мукамов.

За улицей располагается  Старый Город – символическое сердце Кашгара. Впрочем он подвергся интенсивной перестройке китайскими властями под предлогом того,  что старинные дома из глины не гарантируют сейсмической безопасности.

Однако еще немало двухэтажных домов, сложенных из глиняных кирпичей, составляющих узкие улочки, остались существовать. Многие из них также являются магазинами: на втором этаже проживают хозяева, а на первом идет бойкая торговля. 

Здесь  нет машин, местные жители ездят на мопедах,  велосипедах, а товар доставляют на трехколесных мотороллерах с кузовом. В Старом Городе, слушая тюркскую речь можно легко запутаться и вообразить, что ты находишься где-нибудь в одном из стамбульских кварталов.

Еще одна достопримечательность Кашгара – рынок домашней скотины в пригороде. Здесь можно увидеть любой скот, который используется местными жителями от яков до двугорбых верблюдов.

На юг от Кашгара расположена деревня Опал, где похоронен Махмуд Кашгари, а на севере –мавзолей Афак Ходжи. Он был построен в 1640 году и первоначально был известен как мавзолей суфийского шейха Мухаммада Юсуфа, но затем его стали назвать по имени Афак Ходжи –распространителя суфийского учения  в Китае.

Сам мавзолей, отделанный глазированной плиткой, представляет собой причудливое смешение стилей. Первый этаж, на котором размещается  медресе и мечеть, украшен колоннами. К могиле Афак Ходжи ведет дорожка, обсаженная по бокам тополями и шелковичными деревьями.

Согласно легенде здесь похоронена Ипархан –внучка Афак Ходжи.

Ипархан была супругой известного кашгарского Хан-ходжи, который вместе  со своим братом вел вооруженную борьбу против китайских войск, пытавшихся завоевать Восточный Туркестан. Ипархан лично участвовала в некоторых сражениях, а после смерти мужа была пленена и отправлена в Пекин, в гарем  императора Цяньлуна, где ее прозвали Сянфэй – «душистая наложница» из-за природного аромата, исходившего от нее.

По одной из легенд она умерла, покончив жизнь самоубийством, не пожелав, чтобы император овладел ей насильно. Её тело доставили  в Кашгар, где  было похоронено рядом с дедом.

Сказания об Ипархан, Афак Ходже, Махмуде Кашгари и Юсуфе Баласагуни лишь немногие из многочисленных сказаний уйгуров, которые наряду с оригинальной архитектурой, музыкой и языком составляют своеобразие  Кашгара – одного из тюркских анклавов в  северо-западном Китае.

Ильдар Мухамеджанов

Социальные комментарии Cackle