• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Какое влияние на Марджани оказал дамелла Хусаин аль-Каргали?

Время чтения: 5 мин
2734

Текущий год Духовным управлением мусульман РТ объявлен годом выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа, историка и этнографа Шигабутдина Марджани (1818-1889).

В 1915 году во время подготовки к 100-летию мыслителя в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения Ш.Марджани, воспоминания о нем. Среди авторов этого фундаментального труда был Шагар Шараф – крупный ученый и журналист. Именно ему выпала честь написать наиболее полную и достоверную биографию богослова. Islam-today продолжает публикацию глав из этого очерка.

После того, как в печати появились нелестные отзывы Марджани о порядках, царивших в обучении в медресе Бухары, люди, прознав о них, стали отдавать предпочтение учебным заведениям Стамбула и Египта. Однажды за советом по этому вопросу к Марджани обратился простой мусульманин и ученый прямо сказал ему: «Шакирды, обучавшиеся в Бухаре, сильны в знании различных комментариев и заметок, однако степень их образованности оставляет желать лучшего. В Египте и Стамбуле придается больше значения наукам, а потому своего сына Бурганутдина я отправил учиться в Стамбул». Из учеников Марджани, которые нам хорошо известны, добрый десяток получили образование именно в Стамбуле и Египте.

Марджани, не удовлетворившись уровнем преподавания в медресе, большую часть своего времени уделял самостоятельному образованию - чтению и исследовательской работе. Он поставил цель ознакомиться с ценными и очень редкими книгами, имевшимися в библиотеках Бухары. Сам он устроился в крупнейшее медресе того периода «Кугельдаш» и снял комнату там, в которой все свое время посвящал чтению. Как следует из опыта самостоятельной учебы Марджани, шакирды, обладающие стремлением к повышению своего интеллектуального уровня, отличающиеся от своих однокашников знаниями и способностями к наукам, предпочитали самостоятельно учиться и не докучать наставникам и учителям. Именно так поступали те, кто желал посвятить себя науке, находя вдохновение и истинное наслаждение от учебы, чтения и исследований.

Марджани и сам советовал своим шакирдам большое внимание уделять учебе, вовлекал их в процесс научных исследований, часто советовал и передавал им книги, которые следует прочитать.

Самая высшая его оценка, когда пишет или говорит он о ком-нибудь - «искренне стремится к знаниям, прочитал множество книг, любит исследовать и доходить до сути проблемы».

В свою бытность в Бухаре Марджани в продолжении 3-4 лет изучал вероисповедание по книге «Гакаиде Насафи» и предмет логика по учебнику «Тахзиб». Занятиями, которые проводили мударрисы, он был не удовлетворен. Из его книг мы видим, что он не ограничивался лишь прочтением вступительных статей и предисловий к книгам, а штудировал книги от корки до корки. Прорабатывая книги, он на отдельных страницах делал пометки оригинальных идей и ассоциаций, которые возникали у него. Он также обращал внимание на слова и выражения, встречавшиеся в тексте, выписывал их для себя и все эти заметки затем использовал в дальнейшей преподавательской деятельности.

В книгах по вероисповеданию и логике, вышедших из-под пера Марджани, нашли отражение его мысли и научные взгляды, и самое важное, что все его труды написаны на арабском языке. Причем в этих книгах на начальном этапе заметно, что его арабский не столь совершенен, однако в последующем некоторые шероховатости очень быстро сглаживаются, и это лишний раз показывает его горячее стремление достичь совершенства в познании.

Здесь вполне убедительно показано серьезное отношение Марджани к учебе в стенах медресе и его особое стремление овладеть знаниями, обучаясь самостоятельно. Вот как рассказывает об этих чертах характера ученого его родной брат Садретдин, сопровождавший его в Бухару:

«Марджани не был в восторге от занятий в стенах официальных медресе. Он если и посещал занятия мударрисов, все же с большим прилежанием занимался самостоятельно в своей комнате. Во время обучения в Бухаре он много полезных знаний почерпнул у дамеллы Хусаина Каргали. Этот человек не был преподавателем, но по своей натуре отличался начитанностью и скрупулезностью в исследованиях, потому-то Марджани очень уважал и любил его. Он предоставлял будущему ученому книги из своей библиотеки, а также помогал ему разыскать и заполучить редкие книги. Однажды, когда Марджани загорелся идеей ознакомиться с книгой «Джамигуль-усул», дамелла получил доступ в книгохранилище эмира Бухары, разыскал ее и преподнес Марджани».

В связи с тем, что влияние дамеллы Хусаина на Марджани было огромно, считаем уместным несколько поподробнее остановиться на биографии этого ученого.

Марджани в своих книгах «Вафиятель-асляф» и «Мустафадель-ахбар», в частности, пишет: «Хусаин ибн Омар аль-Кирмани (позднее аль-Каргали) в совершенстве владел искусством каллирафии. Нравы и традиции Бухары и персидский язык он знал намного лучше, чем бухарцы. Главным увлечением его был сбор редких книг и научная деятельность. Ему удалось собрать множество прекрасных и ценных книг по различным сферам знаний. Все свое время он проводил в чтении книг. Нам всем в его окружении выпало счастье пользоваться его библиотекой. Он жил на широкую ногу и имел влияние на эмира Бухары. Он знал наизусть множество стихов на арабском, персидском и турецком языках и часто декламировал их. Его познания в области истории, мироздания и различных науках были безграничны. Официально он не принадлежал к мударрисам Бухары, однако его познания были превыше знаний многих учителей и наставников. Он оставил после себя массу интересных и замечательных книг. Скончался в Бухаре в возрасте 70 лет 3 шаабана 1274 года по хиджре (8 марта 1858 года по милади)».

За 11 лет своего пребывания в Бухаре Марджани очень тесно общался с дамеллой Хусаином и многое перенял от него. Дамелла был сведущ в вопросах истории, и Марджани многие знания и сведения почерпнул у него и использовал во время написания своих трудов по истории. Знакомясь с книгами ученого, мы обнаружили массу исторических материалов, которые были позаимствованы у дамеллы Хусаина. Марджани часто упоминает в своих произведениях о богатой библиотеке, использует цитаты из трудов и устных рассказов незабвенного учителя. В своей книге «Вафиятель-асляф» Марджани пишет, что именно дамелла подсказал ему идею написать данный труд, указал основные вехи при создании этого произведения. Он возлагал большие надежды на своего ученика, всячески поддерживал его материально, памятуя о том, что его шакирд ограничен в средствах. В конце своей жизни он даже думал преподнести в дар Марджани свою огромную и весьма ценную личную библиотеку.

Социальные комментарии Cackle