• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Какое влияние на Марджани оказали труды имама Газали?

Время чтения: 4 мин
2519

Как известно, ДУМ РТ объявило текущий год годом выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа, историка и этнографа Шигабутдина Марджани (1818-1889).

В 1915 году во время подготовки к 100-летию мыслителя в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения Ш.Марджани, воспоминания о нем. Среди авторов этого фундаментального труда был Шагар Шараф – крупный ученый и журналист. Именно ему выпала честь написать наиболее полную и достоверную биографию богослова. Islam-today продолжает публикацию глав из этого очерка.

Во время учебы в Самарканде Марджани изучал вопросы, связанные с переписыванием и изданием текстов Священного Корана. Эти вопросы обычно затрагивались крупными учеными, и только они обращали внимание на это. Известно также и то, что он ознакомился и подробно изучил уникальный список Корана, хранившийся в Самарканде, который почтительно называли «Мусхафе Османи», переписанный во времена сподвижника Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего).

Ученый отметил впоследствии, что в действительности эта книга не имеет никакого отношения к сахабу Осману. Информация об этом была опубликована в некоторых турецких газетах, издававшихся в Стамбуле, а также в книгах Марджани «Вафиятель асляф» и «Фаваиде мухимма».

Остается загадкой то обстоятельство, что Марджани смог самостоятельно достичь такого уровня, что был способен оценивать достоинства текстов Книги или пришел к этому благодаря наставлениям и урокам кадыя Абу Сагида. Во всяком случае можно заключить и восхищаться интеллектуальным уровнем богослова - насколько прогрессировал Марджани за эти годы. Так как редко кто из крупных педагогов, которые годами вели преподавательскую деятельность в медресе, был способен разбираться в вопросах «расме мусахиф».

Ранее уже отмечалось, что Марджани в период обучения в Бухаре не мог найти ответы на многие вопросы вероубеждения, и, только находясь в Самарканде, при помощи кадыя Абу Сагида нашел ответы на эти вопросы. Под влиянием своего учителя он по-настоящему увлекся историей и поставил перед собой цель – вплотную заниматься исторической проблематикой. Следует заметить, эти два важных обстоятельства (четкая определенность в вероубеждении и выбор цели и направления в науке) характерны не только в судьбе Марджани, но и в судьбе каждого человека, избравшего свой путь в науке. Это чрезвычайно важно для каждого, кто по примеру Марджани мыслит научными категориями, увлекается исследованиями, определяет вектор своей дальнейшей научно-исследовательской деятельности. Так как многие талантливые и одаренные ученые понапрасну растрачивают свой потенциал и молодость из-за своей неспособности определиться с точкой приложения своих сил и поиска своего идеала. Они приходят в смятение, когда на их пути возникают противоречия в мечтах и суровых реалиях действительности.

В связи с этим на память приходит высказывание одного выдающегося философа из мира Ислама: «Я, возможно, обладаю средним уровнем умственного развития, что характерно для семидесяти пяти смертным из ста. Если обнаружится какое-то различие в наших делах, однако это не признак ущербности или превосходства ума, а способность человека выбрать цель и настойчиво идти к ней, выбирая самые оптимальные и короткие пути к ее достижению».

В связи с тем, что Марджани в свое время основательно увлекся калямом и философией, но ему пришлось столкнуться с некоторыми проблемами в понимании основ вероисповедания и, естественно, это ему доставляло некоторую тревогу, потому что он не мог найти ответы на некоторые вопросы.

Вот как пишет он впоследствии об этом: «В юности я прочитал хадис, в котором превозносилось вероубеждение древних людей, и там встретилось одно слово, толкование которого долгое время оставалось для меня загадкой. Во время обучения в Бухаре я вспомнил об этом слове и нашел его толкование. Только из-за этого стоило бы ехать и обучаться в Бухаре и Самарканде».

Из этих слов следует, что Марджани счастливо преодолел полосу сомнений во взглядах и следования, подражания научным идеям своих предшественников. Он вступает в период формирования собственных принципов и взглядов. Иными словами Марджани к 25-26 годам сформировался как ученый-богослов.

А теперь рассмотрим вопрос о том, благодаря чьим трудам и каким книгам ученый достиг совершенства в вероисповедании. Несмотря на то, что у нас нет исчерпывающих сведений о том, какие книги были доступны ему в библиотеках Самарканда, можем с уверенностью предположить, что огромное влияние на него имели сочинения имама Газали. Именно Газали является крупнейшим ученым-богословом и философом. Труды его вполне соответствовали природе и мировосприятию самого Марджани. Ученый испытывал огромное восхищение, знакомясь с сочинениями Газали, и, давая характеристику какому-нибудь религиозному деятелю или богослову, он не уставал подчеркивать: «Хорошо знаком с трудами Газали, имеет понятие о сути вероисповедания древних мусульман». В своей книге «Вафиятель асляф» Марджани отмечает, что нет никого кроме великого ученого Газали, глубоко разбирающегося в сути Ислама.

Смеем предположить, что Марджани благодаря сочинениям имама Газали определился в выборе мазхаба и своего собственного пути в вероисповедании, преодолел встречающиеся преграды и сомнения. Несомненно и то, что на него повлияли замечательные и изящные доводы и примеры, которые приводит Газали в своих интерпретациях поиска путей к истине. Марджани нашел ключ к разрешению проблем Ислама и куфра. Свидетельством того, в какой степени Марджани увлекся идеями Газали, является и то, как часто он занимался переписыванием трудов имама после переезда в Самарканд, и то, какое внимание он уделял этим книгам на протяжении своего обучения там.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle