• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как драконы появились на фасаде этой таинственной мечети?

Время чтения: 4 мин
13379

Архитектура мечетей как культовых сооружения мусульман во всем мире имеет, несмотря на ряд национальных особенностей, свои обязательнее правила, одно из которых – запрет на изображение живых существ (как людей, так и животных). Но одна из мечетей, расположенная недалеко от поселения Анау в Туркменистане, удивительным образом разрушает все эти представления. И более того, в роли «героев» «разрушителей традиций» выступают сказочные драконы аждахи.

Драконы изображенные на портале мечети — это явление, больше нигде в мире не встречающееся. Такой художественный прием совершенно не типичен для мусульманских культовых сооружений Средневековья. Сама мечеть была построена при правлении тимуридского наместника в Хорасане Абу-л-Касиме-Бабуре где-то между 1446 и 1457 гг.

Катастрофическое землетрясение, произошедшее в 1948 году, превратило мечеть в бесформенную груду развалин. При этом безвозвратно погиб и уникальный портал, под обломками которого было погребено его неповторимое декоративное убранство, в том числе и мозаичные драконы.

Общепризнанного научного объяснения этот феномен пока не получил. По одной из версий известного специалиста по азиатскому древнему искусству – Г.А. Пугаченковой, высказанной ею в книге «Мечеть Анау», изображенные на стене мечети драконы выступают в роли существ-хранителей как самой мечети, так и местности, где она была построена.

Эта гипотеза перекликается с местной легендой о возведении мечети в Анау. Согласно ей, к местным жителям якобы обратился дракон с необычной просьбой – помочь избавиться от рогов съеденного им горного козла, застрявших в его пасти. Люди смогли помочь чудовищу, и в благодарность за это два дракона принесли в подарок людям сокровища из пещеры, которую они стерегли. Благодаря этим сокровищам и была построена мечеть с изображениями тех, кто в своем роде «профинансировал» ее возведение.

С другой стороны изображение сказочных существ именно на этой мечети не удивительно, если учесть тот факт, что именно в Туркмении находиться самое большое из известных в мире плато динозавров - Плато Кугитанга (Койтендага), где некогда паслись стада этих монстров Юрского периода. В 1986-1986 году заголовки советских газет разразились громкой сенсацией: на этом плато ученые обнаружили окаменелые следы древнего человека. Окончательного и легко объяснимого с точки зрения современной науки ответа, отрицающего любую возможность встречи человека с вымершими ящерами, официальные ученые мужи так и не дали. Поэтому эта загадка плато, как и мечети в Анау, остается на сегодняшней день открытой. Поэтому можно смело предположить, что изображенные на стенах средневековой мечети Анау драконы – это отдаленные исторические воспоминания о тех временах, когда небольшие популяции выживших ящеров вполне могли пересекаться с людьми.

Несмотря на то, что ныне мечеть Анау покоится в руинах, она до сих пор почитается туркменами как святыня, а местные жители до сих пор называют ее «Дом красоты».

Реставрация портала, как и самой анаусской мечети, началась в 2001 году Национальным управлением по охране, изучению и реставрации памятников истории и культуры Туркменистана.

В течение нескольких лет реставраторы из Национального управления охраны, изучения и реставрации исторических и культурных памятников Туркменистана по небольшим фрагментам собирают всю мозаику таинственной мечети. В настоящее время собрано примерно 30-40 % мозаики, остальная часть находится под руинами и ждет дальнейших раскопок. Так что вполне возможно, что единственную в мире мечеть с драконами мы еще сможем лицезреть в самом ближайшем будущем. Восстановленная часть мозаики представлена в национальном музее изобразительных искусств страны.

С изображениями на этой мечети произошла еще одна довольно загадочная и мистическая история, уже мало связанная с наукой. В 1948 году незадолго до землетрясения, разрушившего комплекс в Анау, художник-ковровщик из ашхабадской экспериментально-художественной фабрики Абдулла Эсгеров и молодая шестнадцатилетняя ковровщица этой же фабрики Бостан Гельдыева решили вместе соткать ковер, уникальный по сюжету и технике исполнения.

Их привлекла оригинальная красота анауской мечети, и они взяли за основу эскиза своего будущего произведения орнамент архитектурного декора строения. На эскизе ковра художник поместил 4 фигуры драконов – аждарха. 5 октября 1948 года, когда до окончательного завершения работы над ковром оставались считанные сантиметры полотна, коллеги художников заранее поздравили их с новым творением. А той же ночью ужасная стихия землетрясения 1948 г. в Ашхабаде унесла с собой жизни десятки тысяч жизней, в том числе и обоих создателей уникального ковра.

В ту же ночь не устояли и стены древней мечети Анау, оставив после себя лишь груду обломков и уникальный декор на чудом сохранившемся ковре. Через некоторое время не доведенное до конца произведение было закончено уже другими мастерами.

Ильнар Гарифуллин

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь информацией с друзьями!

Социальные комментарии Cackle