• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Из истории российско-кувейтских отношений

Время чтения: 4 мин
2777

Конец 19 – начало 20-го века отмечены обострением противоречий держав, которым спустя полтора десятилетия предстояло сцепиться в смертельной схватке на полях Первой мировой войны. Великобритания после открытия Суэцкого канала и захвата Египта стремилась полностью поставить под свой контроль Аравийский полуостров. Персидский залив был фактически  британским «внутренним озером», и через него проходили коммуникации, связывающие самые крупные британские колонии – Индию и Австралию с метрополией.

Со своей стороны кайзеровская Германия, «опоздавшая» к дележу колоний, стремилась найти больше выходов к теплым морям и делала этой через дряхлеющую Османскую империю. Немцы получили концессию на строительство стратегической железной дороги «Берлин-Багдад» с ответвлением на Хиджаз (остатки этой ветки сохранились до сих пор) и другой ветки с выходом к Персидскому заливу. Эта дорога обеспечивала Германии выход на Ближний Восток, минуя водные пути, находившиеся под контролем англичан.

В царской России были также озабочены укреплением влияния в регионе. Существовал проект прокладки железной дороги через  Кавказ в  Персию (Иран) к Персидскому заливу.

России очень нужен был выход к южным морям, который Черное море обеспечить не могло в силу того, что выход в Средиземное море через Босфор контролировали турки, а проход через Суэцкий канал – англичане. Выход в Индийский океан через Персидский залив и создание там баз  казались российским стратегам вполне реальными. Кроме этого Россия была заинтересована в обеспечении своего влияния в Персии в противовес англичанам.

В 1897 году турки, побуждаемые немцами, решили установить твердый контроль над Кувейтом, в котором власть османов до этого была лишь формальной.

Эти попытки заставили правителя Кувейта шейха Мубарака  заключить с англичанами тайное соглашение о фактическом протекторате.

Однако  шейх Мубарак тяготился этим соглашением, понимая, что в случае обострения обстановки турки будут действовать руками своих вассалов  – вождей арабских племен, которые находились с ним в состоянии вражды. Это вызовет эскалацию напряженности, и в Кувейте высадятся англичане.

В связи  с этим он обратил свое внимание на Россию, которая также имела свои интересы в регионе.
Первые контакты с шейхом были инициированы Россией еще в 1899 году, когда в Кувейт с особой миссией были посланы российские подданные-мусульмане. Они передали шейху письмо с предложением наладить двусторонние отношения. Для подтверждения намерений России в следующем году в Кувейт был послан русский военный корабль – канонерская лодка «Гиляк» с русским консулом на борту.

Во время бесед с российскими представителями шейх пытался выяснить их позицию и выражал готовность начать сближение с Россией.

Летом и осенью обстановка в Кувейте  обострилась: межплеменная вражда  после неудачной попытки представителя клана Саудидов Абдуррахмана  при поддержке кувейтцев захватить Эр-Рияд вспыхнула с новой силой.

Турки решили нанести удар по Кувейту, а англичане – высадить там войска, чтобы не допустить переход эмирата под контроль османов. В последний момент удалось разрешить кризис дипломатическим путем, но он показал шейху Мубараку, насколько шаткой является его власть.

Это вынудило его через связного русского консула в Басре торговца шерстью Алиева в устной форме выразить свою готовность перейти в русское подданство и «водрузить российский флаг на территории Кувейта». Однако, избегая возможной компрометации, Мубарак не стал подтверждать свои просьбы письменно.

Российские власти не были готовы к конфронтации с «владычицей морей», так как русские корабли, шедшие на Дальний Восток в Порт-Артур, должны были проходить через Суэцкий канал и, что еще более важно, закупать в английских колониях по пути следования необходимый им уголь.

Поэтому решено было ограничиться «демонстрацией флага». Для этого  на рейд Эль-Кувейта в конце  1901 года зашел новейший крейсер «Варяг», которому было суждено в будущем прославиться во время русской-японской войны. На крейсере побывал с визитом сын шейха Мубарака Джабер, а российский консул Г. Овсеенко, командир крейсера  В. Бэр и еще шесть офицеров – в лагере кувейтского правителя.

Тогда в регионе Персидского залива Россия уделяла основное внимание укреплению своего положения в Иране, но и другой своей задачей ставила недопущение гегемонии Великобритании в этом регионе.

Поэтому в 1902 году у Кувейта «показал флаг» другой будущий герой русской-японской войны – крейсер «Аскольд». Посещение Залива для русских кораблей осложнялось еще и отсутствием собственных угольных баз.

Поэтому, когда в следующем - 1903 году русский крейсер «Боярин» был направлен в этот регион, пришлось просить помощи у французов. Они согласились помочь, но выставили условие. Обход портов Персидского залива совместно с «Боярином» должно было провести и французское военное судно. Тем самым союзники России старались не допустить  роста ее влияния в регионе. Однако, благодаря усилиям российского консула в Бушире Г. Овсеенко, который добился, чтобы представители местных властей сначала посещали российский корабль, а лишь затем французский, визит полностью удался.

Это вызвало бурную ответную негативную реакцию со стороны англичан. Вице-король Индии лорд Керзон обвинил Россию в стремлении создать военно-морскую базу в регионе.

Стоит отметить, что побывавшие в Персидском заливе русские моряки настоятельно советовали своему начальству построить для постоянного пребывания в портах Залива специальное судно, и оно было спроектировано и заложено в 1903 году (канонерская лодка «Хивинец»). Однако последующие события русско-японской войны и гибель русского флота у Цусимы поставили крест на  планах усиления влияния России в этом регионе.

Остается добавить, что Японию вооружила и профинансировала Великобритания.

Ильдар Мухамеджанов

Социальные комментарии Cackle