• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Из истории арабской каллиграфии

Время чтения: 5 мин
11639

Арабская каллиграфия началась с Корана. В те времена, когда не было печатных станков, священную книгу мусульман переписывали от руки. Так как Коран – это слова Аллаха,  ниспосланные на арабском языке, то переписывать его поручали людям с наиболее красивым и четким почерком. Отсюда и начало развиваться искусство каллиграфии, а красочно выполненные экземпляры Священного писания мусульман пользовались особым спросом.

Религия дала толчок и развитию арабского языка: Коран невозможно перевести на другие языки без потери смысла, поэтому мусульманин, который хотел стать богословом и разбираться во всех тонкостях религии должен был овладеть арабским языком. Даже простые мусульмане должны были заучивать суры из Корана наизусть, для того чтобы совершать обязательные молитвы.

Кроме этого ислам начал распространяться по соседним с Аравийским полуостровом странам от Сирии и Византии, включая Испанию и Северную Африку на западе до Персии на Востоке. Законы шариата стали в этих местах обязательными и для их изучения также требовалось знание арабского языка. Он на долгое время  превратился в общеупотребительный язык образованных людей по всему ореолу распространения ислама.

Не удивительно, что под влиянием различных обстоятельств было выработано несколько различных стилей арабской «вязи». Первым из них стал Куфи, характеризующийся угловатой формой букв, которые легко было выгравировать или выбивать на различных материалах, украшая, например, стены мечетей. Позднее были разработаны несколько стилей с  упрощенным написанием округлых букв для переписывания  книг и использования в почтовой переписке.

Для обучения письму требовалось продолжительное время под руководством наставника, а  овладевшие этим искусством удостаивались специальных дипломов. К 11 веку выработалось шесть основных стилей письма: куфи, насх, рук’а, сулус или сульс, мухаккак, дивани и насталик. Писцы писали очень медленно: каждый штрих каждой буквы должен был иметь определенную длину и ширину. Во время обучения писцов этого добивались, используя специальные прописи, где границы штрихов отмечались особыми точками.

Турки разработали новый стиль письма в 13 веке, изобретя наклонное перо. До этого у перьев кончик был плоский. Это позволило каллиграфам делать линии букв более тонкими и изогнутыми, не отрывая кончика пера от поверхности. Турецкие каллиграфы  чаще всего использовали стили дивани и рук’а .

Искусство каллиграфии в Османской империи заслужило высокие оценки современников, и знатоки мусульманского искусства считают, что оно достигло в ней своего расцвета. Османские каллиграфы занимались как улучшением существующих стилей письма, так и разрабатывали новые. Османские султаны  не только поощряли мастеров каллиграфии, но  и сами зачастую овладевали этим искусством.

Одним из выдающихся османских каллиграфов был шейх Хамдуллах (1429-1518), который стал официальным каллиграфом при дворе султана Баязида II. Султан был настолько восхищён его работой, что держал чернильницу  мастера в своих руках, в то время как  тот выписывал очередные узоры из букв и подкладывал под его спину подушку.  Кроме переписывания книг  шейх Хамдуллах отвечал за каллиграфические росписи мечетей Баязида, Фирузаги и Давуд-паши в Стамбуле и мечети Баязида в Эдирне.

В историю вошел и живший в начале 18 века Едикюлели Сейид Абдуллах-эфенди, знаменитый своими прекрасными рукописными работами и скопировавший огромное количество манускриптов, точное число которых до сих пор не поддается подсчету. Выполнение работ на высоком уровне стало для него возможным, в том числе и благодаря особым чернилам, которые он использовал. Султан Ахмед III, который сам был каллиграфом, послал к нему своего слугу, чтобы узнать, как мастер изготавливает свои чернила. Вместо ответа Абдуллах-эфенди передал слуге свою чернильницу. Когда султан получил ее, то, как рассказывают, вылил из нее чернила и приказал наполнить золотом и вернуть мастеру в качестве подарка.

История донесла до нас имена других искусных переписчиков: Хафиза Османа, Мехмета Эмина Ускюдари, Сами-эфенди, Йесаризаде Мустафы Иззета и других.

Каллиграфическими  узорами украшали не только мечети и книги, но  многие  предметы. Их можно увидеть и на рукоятках сабель и пистолетов, и даже на  барабанах и коврах, а также ювелирных украшениях.

Современные люди не ценят искусство каллиграфии так, как ценили его в Османской империи. Тот, кто не пользуется арабским алфавитом, не может восхищаться ее неповторимым стилем.

С другой стороны, в разных странах исламского мира на регулярной основе проводятся конкурсы каллиграфии. В Татарстане также было проведено несколько подобных конкурсов. При Российском исламском университете существует центр каллиграфии.

С 2003 года дагестанский Университет народов Кавказа учредил открытый общероссийский конкурс арабской каллиграфии.

Стоит отметить, что в наш век технических инноваций зафиксированы многочисленные попытки имитации работ средневековых каллиграфов с помощью специальных компьютерных программ. И это понятно: работы мастеров каллиграфии подчас могут стоить очень дорого.  И если раньше изготовление каллиграфических надписей могло занимать недели, то теперь это может занимать считанные минуты.

Мастера каллиграфии советуют тем, кто хочет отличить подлинную работу каллиграфа от поддельной проверять ее до помещения в рамку: средневековые мастера использовали для своих работ специальные чернила, изготавливаемые вручную, тогда как фальсификаторы используют современные химические чернила.

Теперь старые рукописные манускрипты и книги превратились в художественные артефакты и заняли свои места в музеях, а  также продаются на многочисленных аукционах. Глядя на их великолепие, невозможно избавиться от мысли, что когда-то их могла листать рука султана или ученого, а теперь они стали произведениями искусства и мудрость, заключенная в них доступна лишь немногим искусствоведам или их владельцам.

Ильдар Мухамеджанов

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle