Реклама
История

Искусство на поверхности: арабская и персидская миниатюра

6384

Искусствоведы разделяют школы миниатюрной живописи на четыре географических ареала: арабский, персидский, турецкий и индийский.

Искусствоведы разделяют школы миниатюрной живописи на четыре географических ареала: арабский, персидский, турецкий и индийский.

Западные искусствоведы и историки искусства все как один отмечают, что исламские мастера искусств в отличие от западных в своем творчестве не занимались поиском новых и неизвестных форм выражения, а старались действовать в манере, проверенной временем и получившей признание, ограничиваясь лишь незначительными трансформациями мелких деталей.

Это, без всякого сомнения, относится и к такому спорному виду искусства как изобразительная миниатюра.

Искусствоведы разделяют школы миниатюрной живописи на четыре географических ареала: арабский, персидский, турецкий и индийский.

Их расцвет приходился на разные периоды времени и из-за этого их образцы дошли до наших времен в разной степени сохранности.

Начать стоит с арабской миниатюры, которой до сегодняшнего дня сохранилось не так много.

Ее расцвет пришелся на 12-14 век. Это было время смуты и политической нестабильности на Ближнем Востоке: крестоносцы захватили Иерусалим, фатимидская династия в Египте была свергнута и ей на смену пришла династия Айюбидов, самым ярким представителем которой стал Салах-ад-Дин, разрушалось государство сельджуков. Все это фиксировалось в многочисленных письменных свитках, которые дополнялись иллюстрациями. Их немного сохранилось на самом Ближнем Востоке, а подавляющая часть находится в музеях Лондона, Берлина и Стамбула.

Миниатюры того времени фиксируют повседневную деятельность населения халифата. Сценки из  жизни придают арабской миниатюре того времени живость и непосредственность. Они фиксируют множество деталей одежды, орудия труда, оружия и снаряжения воинов, конскую сбрую, особенности архитектуры и ландшафта.

В это же самое время велась интенсивная работа по переводу на арабский язык рукописей древнегреческих ученых. Они также снабжались иллюстрациями. Одной из лучших иллюстрированных  рукописей является перевод сочинения древнегреческого врача Дискоридиса «Материа медика» («О лекарственных веществах») – пятитомный энциклопедический справочник по лечению травами и изготовлению лекарственных средств, написанный на греческом языке в 77-78 годах  был переведен на латынь и арабский. Дискоридис снабдил свой оригинальный труд многочисленными иллюстрациями, включая изображения людей, занятых различными действиями по изготовлению лекарств и лечению ими. В ней было также множество изображений разных лекарственных растений. На картинках также можно видеть предметы обстановки и мебели. Кроме этого в них были анатомические изображения человеческого тела и хотя изображения двухмерные, они достаточно реалистичны.

В середине 8 века появился арабский перевод индийского эпоса «Калила и Димна», принадлежащий персидскому писателю Ибн аль-Мукаффа. В нем в иносказательной форме на примере различных животных рассказывается как вести себя правителю в различных затруднительных ситуациях. Эпос сопровождался красочными иллюстрациями с изображениями зверей и птиц на фоне природы в окружении различных растений и цветов. 

Другим известным литературным произведением, которое было снабжено иллюстрациями является Макамат (сборник) аль-Харири. В нем рассказывается о путешествиях автора и его спутников. Иллюстрации показывают ситуации, в которых они оказывались.

Здесь искусствоведами отмечается попытка дать трехмерные изображения персонажей. При этом большое внимание уделяется различным деталям. Миниатюры отличаются яркостью красок и живостью сюжетов.

Миниатюры на религиозную тематику впервые встречаются в иллюстрированном собрании хроник  известного персидского  летописца Рашид-ад-Дина, датированном началом 14 века. В нем он рассказывает об истории мира начиная с Адама (мир ему). Среди них есть и миниатюра, изображающая пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)  верхом на Бураке.

Персидские миниатюры больше всего известны на Западе. Ими часто иллюстрируют книги по истории Ближнего Востока. Расцвет данного типа миниатюры приходится на 13-17 века. Первая «школа живописи» возникла в Герате в период завоеваний Тимура около 1380 года. Она прекратила свое существование в 15 веке, когда город завоевали туркменские кочевые  племена Каракоюнлу. Позднее при Сефевидах школы живописи возникли в Тебризе и Исфахане и существовали  в период между 1501 и 1722 годами. Они развивались под контролем правящей династии. Живопись,  предполагавшая  создание иллюстраций для  литературных произведений  обязывала автора придерживаться определенных канонов.

Самым популярным литературным произведением в Персии того времени являлась эпическая поэма «Шахнамэ», написанная в период с 977 по 1010 годы и посвященная мифическому и историческому прошлому Персидской империи со времени сотворения мира до ее завоевания арабами в седьмом веке н.э.

Кроме этого очень популярны были поэтические произведения Низами, «Маснави» Джалал-ад-Дина Руми, стихи Саади Ширази, поэмы Хафиза и Джами.

Переписанные вручную эти произведения снабжались иллюстрациями, отражавшими мельчайшие детали.

Классическим примером персидской миниатюрной иллюстрации могут служить миниатюры к «Шахнамэ». Изображения исторических персонажей передают тончайшие оттенки эмоций, выраженных в тексте. Детальностью отличаются изображения животных, растений, пейзажей, на фоне которых разворачиваются действия героев поэмы. Эти миниатюры считаются классикой персидской живописи.

Признанным мастером пейзажной миниатюры был Камалетдин Бехзад (1450 – 1535), который возглавлял шахские художественные мастерские в Герате и Табризе при Тимуридах и Сефевидах. В его творчестве пейзаж использовался для того чтобы сконцентрировать внимание зрителя на сюжете миниатюры.

Другим знаменитым художником был Султан Мухаммад, прославившийся иллюстрациями к «Шахнамэ».

Еще одним известным представителем Исфаханской школы был миниатюрист и каллиграф  Ага Реза (1565 - 1635).

Отличительной особенностью персидской миниатюры является несоблюдение масштабов и отсутствие у изображений теней.  Группу людей изображают как бы на одной линии и при этом все они повернуты одним боком в сторону зрителя. Кроме этого, цвета, используемые для изображения людей и особенно животных могут отличаться от природных своей яркостью. Часто людей и животных помещают в обрамлении узоров из золотых и серебряных листьев.

На взгляд западных искусствоведов персидские миниатюры – это прежде всего иллюстрации к текстам, в которых художник старается избегать своей индивидуальности и отступления от сюжета. Они служат наглядным дополнением к тексту и не несут никаких дополнительных смыслов и обращений к зрителю.

Они как бы целиком лежат на поверхности, в них кроме сюжета отсутствует любой другой подтекст в отличие от европейской живописи, которая в отсутствие фотографии пыталась не только зафиксировать внешние черты, но и воздействовать на подсознание зрителя через композицию и множество второстепенных деталей.

Ильдар Мухамеджанов

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home