• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Габдерашит Ибрагимов – первый имам в Японии

Время чтения: 7 мин
5244

Он был свидетелем всех крупнейших исторических событий в России первой половины XX века, но при этом остался верен своим политическим и национальным идеям и замыслам. Сегодня речь пойдет о таком татарском общественном деятеле, как Габдерашит Ибрагимов. К сожалению, мало кто знает об этой личности, да и информации сохранилось немного. Поэтому крайне важно рассказать об этом человеке.

Имя Габдерашита Ибрагимова стоит рядом с именами известных татарских общественных и политических деятелей начала XX века, сыгравших важную роль в жизни татарского народа. Он стал свидетелем всех крупных исторических событий первой половины XX века в России и в мире: революция 1905—1907 годов в России, февральская и Октябрьская революции 1917 и гражданская война в России 1918—1920 годов, вторая мировая война 1939—1945 годов. Несмотря на тяжелые времена, Ибрагимов не переставал отстаивать политические, национальные и религиозные интересы мусульманских народов России и Востока. Он был ученым-исследователем и неутомимым пропагандистом основ ислама. Его перу принадлежат сведения по истории, этнографии, фольклору татар, других тюркских и нетюркских народов, собранные им во время его многочисленных путешествий.

Родился Габдерашит Ибрагимов 23 апреля 1857 года в городе Тара Тарского уезд Тобольской губернии (ныне районный центр Омской области) в семье мелкого торговца. Дед и прадед Г. Ибрагимова занимались торговлей, были состоятельными и образованными для своего времени людьми, пользовавшимися большим уважением среди мусульманского населения города. В 1784 году прадед Ибрагимова Габдерашит был избран ахуном (главой мусульманской общины) Тарского уезда и оставался в этой должности до своей смерти в 1815. После смерти ахуна обязанности имама Тарской мечети исполнял его сын, Ибрагим. В середине 30-х годов Ибрагим отправился в хадж, но на обратном пути домой умер в Бейруте.

Отец Габдерашита Ибрагимова Гумер учился в медресе г. Тары, изучал арабский, персидский языки, хорошо владел русским. Мать Габдерашита Гафифа-банат, получив хорошее домашнее образование, в течение сорока лет обучала девочек из мусульманских семей города.

Начальное образование Габдерашит Ибрагимов получил дома и одну зиму проучился в начальной школе татарской деревни Увыш. После смерти родителей 14-летнему Габдерашиту пришлось взять на свое иждивение младшего брата Исмагила. В 1871 году братья переехали в д. Янаул под Тюменью, в медресе которой они проучились до 1876 года. В марте 1877 года он приехал в медресе д. Кышкар Казанской губернии. Это было одно из лучших мусульманских учебных заведений, открытое еще в 1740-х годах, отличавшееся хорошей постановкой учебного процесса, высокой эрудицией и культурой своих мударрисов. Во главе медресе стоял дамулла Исмагил Утямишев, являвшийся одним из образованнейших татарских педагогов того времени. Здесь он проучился полтора года.

С конца 1878 года по июль 1879 года он служил частным учителем в семьях богатых казахов, иногда исполняя и обязанности имама в основном в Кокчетавском, Атбасарском уездах Казахстана. Свою учительскую работу Ибрагимов успешно сочетал с изучением истории, этнографии, фольклора и языка казахского народа. Содержащиеся в его записках сведения о хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуре казахов в последней четверти XIX века продолжают сохранять свою научную ценность до наших дней.

Оказавшись в 1879 году в Медине, Габдерашит остается там на шесть лет, совершенствует свои знания по истории и теории ислама, изучает арабский язык, литературу и историю. Много внимания он уделяет изучению роли ислама в истории мусульманской культуры. В дальнейшем в своих печатных работах и публичных выступлениях он подчеркнет большую роль ислама в истории культуры мусульманских народов России и других стран. Находясь в Мекке и Медине, Г. Ибрагимов интересовался достопримечательностями этих городов, знакомился с жизнью, нравами и обычаями арабов, в том числе арабов-бедуинов.

Отдельного внимания заслуживает его описания молебнов тысяч разноязычных паломников, их быт во время хаджа. В Медине Ибрагимов встречался и беседовал с мусульманскими философами, историками, приехавшими туда из разных стран мира, от которых узнавал о жизни, культуре и языках многих неизвестных ему народов.

В феврале 1885 года Г. Ибрагимов возвратился в Тару, где был торжественно встречен мусульманским населением города и уезда. Он становится имамом Тарской Соборной мечети, но при условии, что ему будет предоставлена возможность в течение 1885 года вновь посетить Мекку и Медину. Такая возможность мусульманским обществом ему была предоставлена. Вскоре Г. Ибрагимов выехал из Тары, взяв с собой своего брата и несколько подростков для обучения в Стамбуле и Медине. В ноябре 1885 года Г. Ибрагимов уже возвратился в Тару и стал исполнять обязанности указного муллы и мударриса Тарского медресе, а с начала 90-х годов он уже становится ахуном Тарского уезда. В апреле 1892 года Г. Ибрагимов был избран заседателем Оренбургского мусульманского Духовного собрания и назначен казыем.

В 1897—1900 годах Г. Ибрагимов совершил длительное путешествие по маршруту: Стамбул — Египет — Хиджаз — Палестина — Иран — Франция — Италия — Австрия — Сербия — Болгария — Южная Россия — Кавказ — Прикаспийское побережье — Бухара — Западный и Восточный Туркестан и Сибирь.

Возвратившись в Россию, Г. Ибрагимов начал активную общественно-политическую деятельность. В 1900—1903 и 1907— 1908 годах в Петербурге он выпускает продолжающееся издание «Миръат» («Зеркало»), с начала 1906 по июнь 1907 год там же издает газету «Ульфат» («Дружба»). Одновременно с этой газетой им выпускается еженедельник «Ат-Тилмиз» («Ученик») на арабском языке, а позже—еженедельный литературно-политический мусульманский журнал «Наджат» («Спасение»). Габдерашит Ибрагимов выступал против всего отжившего в жизни мусульманских народов России, в том числе татарского народа, призывал российских мусульман изучать русский язык и литературу, писал об огромном вкладе М. В. Ломоносова, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого и других русских ученых, писателей в развитие мировой науки и культуры.

Одним из ключевых моментов публицистической деятельности Ибрагимова был вопрос народного образования среди тюрков-мусульман России. Он подвергал критике организацию учебного процесса в мусульманских начальных и средних школах. Писал об отсутствии в них единых учебных программ, учебников и учебных пособий. Будучи сторонником нового метода (джадидизма) в обучении учащихся, характерной чертой которого являлось сочетание преподавания предметов религиозного содержания с преподаванием общеобразовательных дисциплин, Ибрагимов считал, что необходимо использовать рациональные моменты также из старого метода (кадимизма). На страницах «Ульфат» за 1906 и 1907 годы часто печатались материалы об открытии начальных и средних мусульманских школ в разных регионах России и положительном опыте организации обучения в них учащихся.

Габдерашит Ибрагимов был избран председателем Петербургской секции партии «Мусульман иттифакы», принимал активное участие в разработке программы этой партии.

В годы революции 1905—1907 годов Ибрагимов предоставлял страницы своих изданий для выступлений представителям всех мусульманских народов России. В конце 1907 года Г. Ибрагимов побывал в Западном Туркестане, Бухаре, Самарканде, Фергане, Жидесу, Алма-Ате, посетил ряд медресе, где интересовался организацией в них учебного процесса и постановкой воспитательной работы среди шакирдов. В июле 1908 года он отправляется в длительное путешествие по маршруту Казань — Уфа — Челябинск — Петропавловск — Омск — Томск — Иркутск — Монголия — Маньчжурия — Харбин — Владивосток — Япония.

В Японии Габдерашит встречается с принцем Ито, через которого знакомится с рядом высокопоставленных японских государственных деятелей, выступает с лекциями и речами перед японскими слушателями по истории и теории ислама. В марте 1909 года по инициативе татарского деятеля в Японии создается организация «Асия Ги Кай», которая поставила перед собой задачу распространения ислама среди японцев. Руководителем организации был назначен японский дипломат Охара, получивший имя Абубэкер после принятия им ислама.

В апреле 1909 года Г. Ибрагимов выехал из Японии в Корею, оттуда через Китай, Сингапур, Индию возвратился в Стамбул. Свои путевые заметки он прислал в Казань в редакцию газеты «Баянельхак». Впоследствии книга путешествий под названием «Мир ислама» была издана в Турции. Эта книга принесла ее автору широкую известность. В Стамбуле Г. Ибрагимов выпускает журналы «Мир ислама» и «Тэгаруфы мослемин».

В 1931 году он вновь совершает паломничество в Мекку и Медину. В 1933 году он выехал из Турции в Японию. В 1937 году по инициативе Габдерашита Ибрагимова завершается строительство Соборной мечети в Токио, в которой он исполнял обязанности имама, выступал активным распространителем ислама в Японии. В 1939 году в Японии ислам официально признается одной из действующих там религий.

Умер Габдерашит Ибрагимов 31 августа 1944 года в Японии и похоронен на мусульманском кладбище, расположенном недалеко от Токио.

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle