• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Фатих Карими о Турции

Время чтения: 6 мин
3917

 

Татарские крестьяне-эмигранты, поселившиеся в окрестностях турецкого города Эскишехира, впервые познакомили турецких крестьян с облегченными четырехколесными телегами, косами и молотильными машинами, с облегченными железными плугами и технологией их использования...

Талантливый татарский журналист, литератор и общественный деятель Фатих Карими (1870-1937) в качестве специального корреспондента оренбургской газеты «Вакыт» провел некоторое время в Турции и оставил для потомков многогранную характеристику турецкого общества. Его письма-наблюдения печатались этой газетой, а позднее были изложены в книге «Истанбул мектуплары» (Стамбульские письма), которую можно назвать настоящей энциклопедией турецкой жизни в преддверии Первой мировой войны. Вот несколько примеров тех материалов, в которых автор критикует застойные явления в общественной жизни Турции: «Турецкая молодежь и интеллигенция средней руки – это довольно нечувствительная и беззаботная публика. Они лишь ходят на службу, получают жалование, красиво и с шиком одеваются, о чем-либо другом мало задумываются.

У них начисто отсутствуют любовь к родине, к нации, чувство конкурентной борьбы с другими нациями, самолюбие и идеал. Все дни и вечера они проводят, сидя в кофейнях, наслаждаясь декламацией каких-то арабских и персидских стихотворений. Короче говоря, на них мало какой-нибудь надежды.

Но есть интеллигенты и другого типа, которые обладают европейским образованием и любят родину, но им не хватает силы духа. Они не верят в то, что смогут реформировать правительство <…> Но их так мало, они как капли в море, поэтому они не могут повлиять на общее положение дел».

Далее автор пишет о причинах подобного состояния общества и предлагает свои рецепты исправления: «У них очень плохо поставлено начальное образование. Большой вред наносят газеты. Они не пишут правду. Если бы они писали правду, а недостатки осознавались бы, то была бы несомненная польза обществу».

Фатих Карими был удивлен и огорчен тем, что почти все магазины, отели, издательства и газеты в Стамбуле принадлежали грекам и армянам. Он писал, что даже турецкие школы снабжаются учебниками армянского изготовления. О качестве и содержании турецких газет Ф.Карими писал: «У коренного турецкого народа, можно сказать, отсутствует периодическая печать в европейском смысле слова. Армянские, греческие, еврейские и даже арабские газеты, все они служат идеалам своих наций, служат своим строго оберегаемым интересам. Они идут тем путем, который известно куда их приведет. Их ориентиры и цели всем известны, и они двигаются очень уверенно и решительно. Лишь у турецкой прессы нет известного и точного ориентира (идеологии), у нее нет идеала».

Самая крупная стамбульская ежедневная газета «Сабах», с тиражом 40 тысяч экземпляров, издавалась армянином, равно как армянином был и автор политических редакционных статей.

Фатих Карими сообщает, что единственным и почти монопольным печатным органом, выражающим интересы тюрок, является журнал «Тюрк Юрду» («Тюркская родина»), выходящий 2 раза в месяц, пользующийся любовью читателей и занявший соответствующее ему высокое положение. Следует заметить, что благодаря руководителю журнала, выходцу из казанских татар Юсуфу Акчуре, «Тюрк Юрду» стал своеобразным окном в широкий тюркский мир, мир российских тюрок. Этот журнал был создан в Стамбуле в 1911 году при финансовой поддержке представителей крупной татарской буржуазии из г. Оренбурга братьев Ахмет-Гани и Махмута Хусаиновых. Главным направлением журнала было распространение идеи сотрудничества и единения тюркских народов. Это издание знакомило турок с общественной и культурной жизнью российских тюрок, в том числе и татар. Журнал также распространялся в России, и читался в Казани и других городах с татарским населением. Фактически, это был также и первый журнал в Османской империи, который активно формировал у турок этническое и национальное самосознание.

В своих репортажах Фатих Карими поведал и о культурном влиянии татарских эмигрантов и студентов, проживающих в этой стране, на жизнь турецкого общества. Их влияние наблюдалось в четырех областях: в области сельского хозяйства, обучения в высшей школе, общественной жизни и положения женщин в обществе. Татарские студенты, обучавшиеся в высших учебных заведениях Турции, были образцом для подражания всем остальным. Их отличала одухотворенность, наличие хотя бы каких-то идеалов, подготовка себя к настоящему и будущему, работоспособность, стабильность и старательность. Ф.Карими неоднократно слышал лестные отзывы о них из уст ректоров Стамбульского университета и Стамбульского педагогического института.

Ф.Карими писал, что татарские крестьяне-эмигранты, поселившиеся в окрестностях города Эскишехира, впервые в Турции показали турецким крестьянам облегченные четырехколесные телеги, косы и молотильные машины, облегченные железные плуги и технологию их использования, что намного облегчало и рационализировало крестьянский труд. Интересно и то, что турецкие госчиновники на селе собирали местных крестьян в группы по 100 или 200 человек и отправляли их в деревни татарских переселенцев, чтобы перенять у них опыт работы и знания.

Что же касается общественной жизни, то турки считали татар более идейными, активными и трудолюбивыми, чем они сами. Они с интересом наблюдали за активностью, живостью и сплоченностью татар.

Вот одно из высказываний некоего турка, которое подтверждает вышесказанное: «В сфере общественной жизни и экономики вы, казанские тюрки, несомненно, опередили нас, османских тюрок. У нас, конечно, есть такая вещь, как политическая независимость, но она представляет из себя всего лишь внешний окрас, который постоянно шелушится и опадает, внутри же всё сгнило. Если в государстве общественная жизнь и экономическая сфера никуда не годятся, то нет пользы и от таких вещей как свобода, равенство, справедливость».

Некоторые турки надеются на помощь со стороны российских мусульман в деле организации культурного движения, в деле создания неких общественных и экономических структур. Они говорят, что вынуждены брать пример с татар.

Что касается женского вопроса, то нужно признать, что положение татарской женщины, особенно образованной, в обществе по сравнению с положением турецкой женщины было несравненно выше, она была более свободна, более активна в общественной жизни и ближе к жизни мужа, чем турецкая женщина.

Например, турки были поражены тем, что во время Балканской войны студентки-татарки из российских университетов приехали одни за свой счет в Стамбул, чтобы бесплатно ухаживать в госпиталях за ранеными турецкими солдатами, что они ходили с открытыми лицами на улицах Стамбула, если нужно, заводили разговор с мужчиной, посещали собрания, где обычно были одни мужчины, в то же время ни на йоту не теряли своей целомудренности и хорошей репутации, что турецкие мужчины чувствовали перед ними необходимость вести себя как перед европейскими дамами.

Многие турки, глядя на них, говорили, что учеба и выход на улицу с открытым лицом, не несут в себе ничего вредного для мусульманки.

Многие турчанки, видя поведение татарок в обществе, укоряли и обвиняли своих мужей в том, что они ограничивают их права и свободы.

Как видим, заметки Фатиха Карими о жизни в Турции в начала ХХ века представляют собой интересный исторический документ, благодаря которому мы можем заглянуть в прошлое и задуматься о том, было ли оно в действительности идеальным, каковым оно нам представляется.

Айдар Хайрутдинов, Рафаэль Мухаметдинов

Социальные комментарии Cackle