Реклама
История

Эфиопия – страна, принявшая мусульман

1433

Эфиопия – одна из древнейших стран мира, сохранившаяся до сего времени. Именно это государство помогло в становлении Ислама, приняв на своей территории и обеспечив защиту первым мусульманам, переселившимся сюда из-за притеснений язычников Мекки. Какая же она сегодня?

Федеративная демократическая республика Эфиопия – государство в Восточной Африке, в настоящее время, не имеющее выхода к морю (после отделения Эритреи в 1993 году). Среди стран Африки занимает второй место по численности населения. Эфиопия – один из старейших членов ООН, страна-учредитель Африканского союза.

В прошлом в русскоязычных источниках страну называли Абиссинией.

Состав Эфиопии неоднороден. Можно сказать, что современный облик государства составляют несколько бывших полунезависимых княжеств и территории племён.

Население страны нетипично для африканского континента, поскольку в большинстве своём имеет семитские корни (происходит от семитских племён, переселившихся на эти земли более 10 веков тому назад, и арабов, которые постепенно смешивались с местным населением). И только на юге страны население становится преимущественно негроидным.

В современной Эфиопии довольно характерная для стран Африки демографическая картина: быстрый прирост численности населения (в среднем в семье около 6 детей), малая урбанизация, высокая материнская и детская смертность, низкая продолжительность жизни (около 55 лет).

По вероисповеданию страна очень интересна. Большинство населения – христиане-миафизиты (50 %), это одно из древнейших направлений Христианства, родственное коптам и арабам-христианам Сирии, Иордании и др. Оно родственно и православию, что дало толчок к развитию дружественных отношений Эфиопии с Российской империей в 19 – нач. 20 вв. Однако в стране часть населения исповедует Христианство протестантского толка (10 %). В большей степени это представители бывших кочевых языческих народов, которые приняли протестантизм под влиянием миссионеров из Европы во времена её экспансии на Африканском континенте.

Не так малочисленна и группа мусульман (35 %). Как известно, некоторое количество представителей зарождающегося Ислама переселились в Эфиопию во времена расцвета этой страны и в период гонений на мусульман в Мекке. Более того, хиджра совершалась дважды. После основания первого исламского государства в Медине часть мусульман вернулась на родину, часть же осталась на эфиопской земле.

Более того, контакты с местным населением дали толчок к принятию Ислама многим представителям Эфиопии. На этом взаимодействие стран не закончилось. После установления Ислама на территории многих современных арабских государств Эфиопия стойко держала нейтралитет, не принимая Ислам окончательно и не забывая о нём. Правителем страны в то время было дано однозначное утверждение истинности Ислама: он подтвердил, что эта религия созвучна Христианству и является последней истиной. Однако он оставил право каждому из его подданных решать, что ему ближе. А значит, оставаться христианами или принимать ислам каждый житель решал самостоятельно, не подвергаясь гонениям ни в том, ни в другом случае.

В стране на настоящий момент также присутствуют представители Иудаизма, традиционных культов и верований, некоторых других религий – однако они не имеют особого влияния на дела государства.

Эфиопская церковь всегда играла большую роль в жизни страны, уступая только власти императора. Её влияние до сих пор очень велико. Однако в настоящее время представители остальных религий уравнены в правах и имеют такой же государственный статус.

На протяжении веков и даже тысячелетий Эфиопия была монархией (монархическое правление было упразднено в 1974 году). Очень благоприятствовала этому легенда о происхождении императорского рода непосредственно от пророка и царя Соломона (Сулейман ибн Дауд) (мир ему) и царицы Савской. Выяснить, насколько эта легенда правдива, подтвердить или опровергнуть её на данный момент невозможно. Однако некоторое время назад на территории страны был найден архитектурный объект, который, как предполагают, действительно являлся дворцом царицы Савской. В настоящий момент раскопки продолжаются, и, возможно, доказательства или опровержения легенды через некоторое время будут получены.

Вплоть до 1974 года страна была своего рода «политическим раритетом» – монархия в ней являлась фактически абсолютной (несмотря на существование парламента, который имел право только совещательного голоса), не существовало партий и прочих политических институтов. Однако это и сделало возможным переворот.

Недовольными были разные группы населения. Образованный класс не устраивала вседозволенность монархической власти, медленные темпы развития страны, экономический и политический коллапс. Крестьяне возмущались непомерными налогами и отсутствием государственных инвестиций в сельское хозяйство. Мусульман не устраивало, что Ислам не был официально признан в качестве одной из государственных религий, хотя «де-факто» это была вторая по численности представителей конфессия в стране.

Недальновидность политиков привела страну на грань гуманитарной катастрофы. В Эфиопии разразился голод, причём государство предпочло скрыть сам факт этого, фактически бросив голодающих на произвол судьбы (не менее 200 тыс. человек погибли).

В ходе революции 1974 года монарх был низложен, и к власти пришли военные. В стране был принят курс на социализм, что обеспечило Эфиопии поддержку Советского Союза (в первую очередь материальную). Однако распад СССР оборвал эту поддержку, и военный режим пал, что позволило Эритрее добиться независимости и отделиться от Эфиопии в 1993 году.

Исторически так сложилось, что Эфиопия была труднодоступна для внешнего влияния, оставаясь независимой и развиваясь согласно собственному пути. Сохранение преимущественно христианского вероисповедания во времена расцвета Ислама отрезало её от других христианских государств и не дало полноценно влиться в халифат. В 19 веке она оставалась едва ли не единственным независимым африканским государством. И всё-таки Эфиопия не избежала полностью иностранной интервенции – особенно со стороны Италии. Именно итальянские территориальные притязания вынудили монархов Эфиопии вступить в Лигу Наций, а затем и в ООН, став одной из первых стран-членов этих организаций.

Однако, несмотря на все прошедшие периоды расцвета страны, в настоящее время это одно из беднейших государств мира. Сельское хозяйство (в котором занято не менее 80 % населения страны) не может обеспечить продовольствием даже внутренний рынок. Страна постоянно берёт кредиты и ссуды в европейских и американских банках. На этом фоне продолжаются межнациональные и межрелигиозные конфликты, военное противостояние с Суданом, Сомали... Большинство населения не имеет даже начального образования (доля образованного мужского населения – около 50 %, женщин – 35 %).

На примере этой древнейшей страны современные государства могут убедиться, к чему приводят противостояние религий и попытки вывода на государственный уровень только одной из них, чем может закончиться длительная монархическая власть… Превращение одной из богатейших и сильных держав прошлого в жалкое подобие государства – это наименьшее из зол, которое может случиться при столь длительном религиозном противостоянии.

Европейским государствам, несомненно, стоит задуматься о том, что, посеяв религиозную рознь сейчас, страны могут через некоторое время столкнуться с последствиями этого посева, и вряд ли они станут благоприятными. Ведь всё большое начинается именно с мелочей!..

Социальные комментарии Cackle
Home