• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Булгарский стиль: совершенство технических навыков и богатство изобразительного языка

Время чтения: 4 мин
3620

Художественная культура, пожалуй, любого этноса, нигде не отражается так ярко и полно, как в декоративно-прикладном искусстве. Не является исключением и народ булгар, оставивший после себя богатое наследие не только письменного характера, но и монументальные памятники, помогающие по достоинству оценить булгарских зодчих и увидеть вкрапления ирано-арабской культуры, влияние Востока.

Мы продолжаем знакомить Вас с культурой булгарского этноса в так называемый домонгольский период. Сегодня речь пойдет о художественной культуре. Наиболее явно в этот временной промежуток искусство булгарского народа выражалось в художественном ремесле, на которое оказало определенно влияние народное творчество не только городских, но и деревенских жителей. В процессе своего длительного развития декоративно-прикладное искусство и вовсе трансформируется в нечто оригинальное и самобытное, не имевшее ранее аналогов – возникают личные художественные идеалы, формируются эстетические концепции, которые в последующем и составили основу особенного, отличного булгарского стиля.

Стоит отметить, что само развитие нового стиля подчинялось двум аспектам: идеологии господствующих классов и религиозным канонам Ислама, который был принят Волжской Булгарией в 922 году. Однако неправильно считать, что лишь эти моменты оказали влияние на формирование нового булгарского стиля домонгольского периода. Свою роль сыграли и новые идейно-эстетические задачи, которые стали логичным следствием развития общества феодального строя. Безусловно, в самом начале развития искусства населения Волжской Булгарии являли собой некий синтез родоплеменного творчества и вкраплений восточного стиля, в том числе финно-угорских аборигенов. И даже после принятия Ислама в 922 году сказывались пережитки родового строя, причем оно даже достигло расцвета. Особое место здесь занимала мифологическая система образного мышления, которая составила основу развития народной линии булгарского искусства.

Мифологические сюжеты находят выражение в трудах булгарских мастеров через глубокое познание окружающей среды, что и позволило создать достоверные образы в своих работах. Реалистически обобщенная трактовка в изображениях зверей, животных, птиц, цветочно-растительных мотивов в свободной композиции или в геральдике имела глубокий смысл, который сегодня уже утерян. Используемые авторами сюжеты многообразной восточной мифологии трансформируются и являют собой уже нечто совершенно новое.

Выше мы уже говорили о тесной и прочной связи искусства домонгольской Волжской Булгарии с народом, его художественными представлениями. Реалистические элементы художественного искусства развивались под воздействием народных масс, их идеологии и художественного творчества, несмотря на официальную регламентацию искусства господствующей верхушкой. Однако будет ошибкой говорить, что народная струя в булгарском искусстве противостоит эстетическим требованиям феодальной знати. В то время существовала известная общность духовной жизни, которая нашла свое отражение и в искусстве. В последующем, в том числе и в золотоордынский период, когда господствующие классы перестают быть представителями народа, создается благодатная почва для развития двух культур в рамках единой национальной культуры.

Судя по имеющимся археологических материалам многочисленных раскопок, в творчестве булгарских мастеров прослеживается богатый изобразительный язык, совершенство технических навыков, особенности материальной и духовной культуры народа, его художественных воззрений. Нельзя оставить без внимания тот факт, что в становлении и развитии декоративно-прикладного искусства народа Волжской Булгарии нашла свое отражение окружающая природная среда. Этим и объясняется многообразная тематика, ее качественная и количественная выраженность, особенности орнаментальных мотивов и содержательность сюжетов, уровень их обобщения.

Если говорить о внутреннем и внешнем убранстве городских и сельских поселений Волжской Булгарии, то археологами была обнаружена многочисленная продукция ремесла местных мастеров, однако число художественных изделий значительно меньше.

В домонгольский период в истории художественного творчества булгар не только в самой Волжской Булгарии, но и по всему Востоку на первый план выходит искусство вещи и декора. Узорность становится всеобъемлющим художественным воззрением на мир, а ее источник – природа, окружающая мастера и проявляющаяся в композиции, форме и мотиве орнамента, выбранном цветовом решении.

Одной из ярких особенностей эстетического воззрения булгар является декоративность, через которую выражается их приверженность к узорочью, уровень художественного абстрагирования, проникновение искусства в быт.

С учетом требований широкого рынка сбыта изменились и формат работы мастеров, стали упрощаться отдельно взятые трудоемкие процессы. К примеру, вместо чеканки стала широко распространяться штамповка, а гравировку заменило литье. Зачастую городские ремесленники выпускали свою продукцию под китайский, иранский и другие образцы, но и здесь можно наблюдать собственную интерпретацию восточных мастеров. 

Стоит отметить, что труды мастеров Волжской Булгарии относятся к тому виду искусства, которое тесно связанно с бытовым укладом местных жителей. Дошедшие до нас археологические материалы домонгольского периода раскрывают перед нами декоративное искусство булгар в металле, кости и керамике. Изделия из других материалов, к примеру, кожи, тканей, войлока, в силу их недолговечности, к сожалению, не сохранились.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle