Реклама
История

1001 изобретение или вклад мусульман в современную цивилизацию. Часть 1. Мусульманские школы - как это было

1527
1001 изобретение или вклад мусульман в современную цивилизацию. Часть 1. Мусульманские школы - как это было

1001 изобретение или вклад мусульман в современную цивилизацию. Часть 1. Мусульманские школы - как это было

На фото: Darululoom-deoband

 

ШКОЛЫ

«Встань пред своим учителем, отдав тем самым ему честь. Ведь учитель - это почти пророк. Разве ты видел более великого и почтенного человека, чем тот, который становится причиной создания личности, стимулирует и развивает интеллект?» Отрывок из поэмы Ахмада Шауки.

За почти шестнадцать лет, проведенных в стенах учебных заведений, мы приобретаем любимых учителей, ненавистные предметы и целый багаж воспоминаний – начиная от спортивных мероприятий и заканчивая экзаменационными испытаниями. Мы выстраиваем свои жизни согласно классному расписанию до тех пор, пока не окончим школу с усвоением определенного уровня знаний.

Тысячу лет назад в мусульманских странах роль школы выполняла мечеть. Между религиозными и мирскими знаниями не было особых различий, ведь мечеть была как местом поклонения, так и образовательным центром. В списке изучаемых предметов значились и точные науки, так что религия и наука в мусульманских странах комфортабельно уживались, что было не характерно для других частей света.  Согласно мнению датского историка Джоханнеса Педерсена, наука «была тесно переплетена с религией... между ними наблюдался симбиоз, который в конечном итоге приводил к внутреннему удовлетворению и службе Всевышнему. Появлялись не просто творческие люди, готовые ради науки на лишения, но и возникли многие другие, готовые протянуть им руку помощи».

Пророк Мухаммад (с.а.в.) сделал мечеть основным местом обучения, путешествуя между ними, обучая и контролируя учебный процесс. Где бы не возводилась мечеть – при ней обязательно присутствовал институт с минимумом обучения и воспитания. Пророк (с.а.в.) также отправлял учителей Корана к племенам, и их называли ахль аль-ильм, т.е. людьми знания. Это означало, что образование было повсеместно распространено и путешествующие учителя прожив свои жизни достигали цели своего сотворения.  Географ, купец и путешественник 10-го века Ибн Хаукал, утверждал, что насчитал только в одном городе Палермо порядка трехсот учителей начальной ступени образования.

В 7-м веке, во времена Пророка Мухаммада (с.а.в.) в городе Медина (сегодня расположенного на территории Саудовской Аравии) существовало девять мечетей. Первая школа появилась там уже в 653 году, а сама идея создания школ распространялась со скоростью лесного пожара, и уже к 744 году школы достигли Дамаска, Сирии. В Кордове школы также появились в восьмом веке, а уже к концу 9-го века почти при каждой мечети была открыта начальная школа, где получали образование как мальчики, так и девочки.

К шести годам все мальчики, кроме детей богатых (имевших индивидуальных учителей), некоторые девочки и даже дети рабов, поступали в начальную школу. Обучение, как правило, было бесплатным или же настолько доступным, что было всем по карману. Уже на первых уроках по письму детей учили писать 99 прекрасных имен Аллаха, а также несложные аяты из Корана. Затем Коран изучался полностью, со временем к этому прибавилась и арифметика.

К 10 веку обучение начало переходить из мечети в дом учителя, что означало развитие системы автономных школ, в первую очередь такие школы появились в Персии. И уже к 1066 году, когда Норманы захватывали Англию, сельджуки строили школы под названием Низамия, получивших данное название в честь их первооснователя - визиря Багдада Низама аль-Мулька. Это была первая полноценная школа, имевшая отдельное здание. Тем не мене, школы, или медресе, были учреждены уже в первые годы появления Ислама, а учителям были определены зарплаты.

На строительство школ, как и многих других зданий, мусульмане не скупились, и всегда эстетика была важной составляющей любого здания. Каждая школа обязательно имела внутренний дворик с одним, двумя, тремя и даже четырьмя арочными залами, которые использовались как для проведения занятий, так и для совершения молитв, размещения комнат общежития и комплексов для совершения омовения. Начиная с этого периода, официальные власти халифата ввели контроль над образованием и перед допуском к преподаванию учителя должны были получить специальное разрешение.

Мусульманский педагог-методист 14-го века Ибн аль-Хадж делится с нами своим представлением о том, какой должна быть школа: «Школы должны быть построены посреди рынка или оживленной улицы, а не в безлюдном месте... Это место для преподавания, а не для приема пищи, и детям не стоит приносить с собой еду или деньги... Учителю стоит иметь заместителя, который бы занимался вопросами организации класса в его отсутствие, а также принимал посетителей в соответствии с их положением в обществе, чтобы будить спящих и предупреждать тех, кто занимается не тем, чем следует, либо игнорирует то, чем ему следует заниматься. Должны быть созданы все условия для обучения, любые разговоры, смех и шутки в классе запрещены».

Со временем школы стали делиться на четыре категории, в зависимости от того, что в них преподавалось и на каком уровне: это были обычные школы, средние школы (или дома читателей), дома хадисов и медицинские школы.

В обычных школах преподавались общеобразовательные дисциплины, и они соответствовали уровню начальных школ. Выпускники таких школ получали аттестат о начальном образовании, на основе которого они могли поступить в средние школы. Обычные школы встречались повсеместно, в каждом уголке каждой деревни.

Дар аль-Курра, или дома читателей, являлись средними школами, в которых учащиеся обучались совершенному владению арабским языком и чтению Корана. В школе также получали образование имамы и муэдзины.

Дар аль-Хадис, или дома хадисов, специализировались на хадисоведении, изучении изречений Пророка Мухаммада (с.а.в.). Выпускники подобных школ получали ученую степень, идентичную университетскому диплому, а также право проводить пятничные проповеди и уроки в мечетях.

Первая школа, полностью ориентированная на преподавание медицины появилась в Дамаске в 1231 году. До этого медицинские навыки преподавались непосредственно в лечебницах посредством прохождения практики подмастерья у специалиста. Медицинские школы получили широкое распространения лишь в 16 веке, во время правления османского султана Сулеймана Великолепного.

«Знание потенциально заложено в человеческой душе, подобно семени в почве. В процессе обучения потенциальное знание превращается в практическое». Средневековый философ аль-Газали.

К 15 веку османские турки модернизировали школы, построив целые образовательные комплексы в таких городах как Бурса и Эдирне. Их школы получили название куллия, и включали в себя учебный корпус, общежитие, мечеть, лечебницу, открытую кухню и социальную столовую. Все это делало обучение более открытым для широких масс, предоставлялось бесплатное питание, медицинские услуги, а иногда и проживание. Одним из таких комплексов была Куллия Фатиха в Стамбуле, в ее состав входило 16 школ, где преподавались точные науки и теология.

Откуда же находилось финансирование всех этих институтов? Так вот, все эти проекты финансировались не сколько из бюджета, сколько за счет общественных фондов и благотворительных организаций, называемых вакфами. Посредством пожертвований в кассу подобных фондов любой человек, исповедующий ислам, мог принять участие в организации школы. Финансирование включало в себя управление и обеспечение учебно-воспитательного процесса, заработную плату учителей, общежитие, еду для студентов, а также стипендии для тех, кто в них нуждался.

Высокие результаты обучения вдохновляли меценатов на щедрые пожертвования школам, и образование процветало. Мусульманский географ и путешественник 14-го века Ибн Баттута рассказывая о студенте, на 100% находящемся на содержании, пишет: «...кто бы не пожелал пройти курс обучения, либо посвятить себя религиозной жизни – получал любую помощь, необходимую для достижении данных целей».

Многим студентам 21 века пришлось бы по душе подобное бесплатное образование. И хотя 14 век может показаться очень древней исторической эпохой, методы организации, логистики и институциональная система того времени смогли бы стать указателями для современных работников образования.

«Именно благодаря предоставлению больших свобод в процессе школьного обучения и воспитания они (мусульмане) сумели быстро построить свою блестящую цивилизацию. Образование было столь повсеместным явлением, что было трудно найти мусульманина, не умеющего читать или писать». Педагог-теоретик Э.Х. Вайлдс

Реклама
Социальные комментарии Cackle
Home