• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Ясен Засурский: Проблемы с исламской религией в России связаны не с самой религией, а с ее незнанием

Время чтения: 7 мин
3165

О роли исламской культуры, Коране и Мемориальной мечети на Поклонной горе в Москве размышлениями поделился один из самых известных в мировом медийном пространстве профессоров, президент журфака МГУ им. Ломоносова Я.Н.Засурский. Неожиданным было признание светского ученого о Коране, который, кроме того, приветствует ношение хиджаба на журфаке. Порталу Islam Today Ясен Засурский подарил автограф.

Интерес к исламу

Солнце в кабинет президента журфака МГУ заглядывает, коснувшись кремлевских башен, бликует в пространстве относительного постоянства, извещая о вечном своём движении. Для обустройства среды обитания, что в историческом здании на Моховой улице, хозяин кабинета специально ничего не коллекционировал, все складывалось само собою, - изданные труды, жизнь, работа, книги с автографами, коллекция артефактов-презентов альма-матеру. Кабинет с высоченными окнами на Манежную площадь и Кремль многофункциональный, заменяет студию, отсюда Ясен Засурский дает интервью ТВ-сообществу, кабинет-лаборатория, в нем писались труды по литературе, журналистике, здесь он мониторит и анализирует интересные ему медиа ресурсы, другие функции рабочего офиса патриарха отечественной журналистики - аудитория, музей, гостиная, библиотека, второй родной дом Засурского, в котором трудится 48 лет, из 61 года, отданных журфаку МГУ. В подчинении президента факультета журналистики Я.Н. Засурского - внук Иван Засурский. Иван заведует кафедрой новых медиа и теории коммуникации, журналист, известный политолог, член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, подарил мне ранее изданную книжку с автографом – «Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е».

Коран и Пророк (с.а.с.)

Если Ясен Николаевич трепетно интересуется Кораном, Иван отлично знает жизнеописания Пророка Мухаммада (мир ему), словно изучал его основательно. Общаясь с ними по отдельности, отметила общее для обоих - неподдельный интерес к исламу. Откуда такой интерес к религии мусульман у немусульманской светской интеллигенции разных поколений?

"Я живу в окружении трех конфессий», - рассказывал Ясен Николаевич, - рядом с моим домом три храма - православный, исламский и иудейский", - и назвал Мемориальную мечеть на Поклонной горе, что в престижном районе Москвы. «Во Второй мировой войне погибло большое число мусульман, среди вернувшихся с войны - множество Героев. На протяжении всей истории России мусульмане играли и играют важную роль. Считаю правильным решение Правительства России и Москвы строительство Мемориальной мусульманской мечети в память о всех погибших и без вести пропавших на войнах мусульман», - поделился мыслями Ясен Николаевич. В диалоге он ответил на вопросы о роли и значимости исламской культуры в исторической культуре России. Я упомянула о Лувре, который с открытием залов исламской культуры Музей смог резко увеличить число посетителей (десять миллионов посетителей привлекла в знаменитый Лувр исламская культура). В ответ президент журфака привел актуальный аргумент: во Франции создан Национальный центр по борьбе с исламофобией и не так успешно строятся отношения с самой большой в Европе мусульманской общиной (более пяти миллионов человек), в этом плане в России дела обстоят лучше.

Невежество множит проблему

На ежегодной Международной научно-практической конференции о социальной миссии журналистики, проводимой на журфаке МГУ, профессор Засурский вел секцию «Зарубежные и отечественные СМИ о межкультурных и межэтнических отношениях», профессор проявил интерес к порталу Islam Today (что было важно для меня).

«Проблемы с исламской религией в России связаны не с самой религией, а ее незнанием. Невежество порождает и межэтнические проблемы. Исламская религия – сфера очень интересная и требует всестороннего изучения, познания», – считает журналист-аналитик, знающий проблематику исламских стран, побывавший по приглашениям почти во всех странах мира. Автограф Засурского порталу Islam Today такого содержания: «Я с большим интересом и пользой для себя познакомился с деятельностью портала Islam Today».
Роль четвертой власти утрачена. Что взамен?

Полагать, что в исламском сегменте России медийный блок выступает в роли четвертой власти - было бы несерьезно, когда светские СМИ на протяжении минувшего века имевшие влияние на правах четвертой власти, в 21 веке последние былое влияние бесследно утратили, медийное сообщество ищет форматы диалога с обществом, с целевой аудиторией.

Существование любого медийного ресурса оправдывается его воздействием на умы аудитории, и в этом контексте исламские информационные ресурсы на сегодня более востребованы. Возможно, это объясняется совпадением исламского контента с духовными потребностями мусульманского сообщества (уммы) и лояльных к нам, мусульманам социальных групп. Маленький медийный эпизод, в соцсети вконтакте, в группе Islam Today размещена сюжетная фотография, вызвавшая трогательный резонанс: http://vk.com/club3963339 «Ин ша - а Ллах! Хоть разочек – проснувшись, увидеть такой вид из окна). Амин» - гласит комментарий к фотоснимку. 

Куда растем?
На мой вопрос - возможно ли проведение Международной научно-практической конференции о социальной миссии журналистики с рабочим участием представителей российских исламских информационных агентств, профессор Засурский выразил заинтересованность в таком формате конференции. О спецкурсе на журфаке по основам религии, повышении квалификации журналистов религиозных медиа и редакторов религиозной (канонической) литературы, президент журфака МГУ ответил, что если есть спрос, то вопрос нужно вынести на ученый совет факультета.

Хиджаб на журфаке приветствуются
О хиджабе Ясен Засурский знает без консультанта, мусульманки на факультете его ответственности мусульманский платок носят свободно, и это ему нравится. "Это их право – носить мусульманскую одежду, платки, и мы не может лишать их такого права, - зачем, это красиво, девочкам это идет", - констатировал патриарх отечественной журналистики. «Носят ли по религиозным убеждениям или следуя модным направлениям, - мы никому не запрещаем на факультете быть индивидуальностью в рамках закона и приличия, а хиджаб - раз носят, значит они религиозные, мы не вправе вмешиваться», - резюмировал Ясен Засурский.
Справка

Я.Н. Засурский, доктор филологии, имеет награды: два ордена «Знак Почёта», орден Трудового Красного Знамени, орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1999), золотая медаль ЮНЕСКО имени Махатмы Ганди. Два раза становился лауреатом Ломоносовской премии, обладатель премии «Триумф». Автор более двухсот научных работ, в том числе 16 монографий. И прибавьте к этому благодарности покровителю студентов от каждого, кто имел счастье быть его учеником за 61 год, им отданный журфаку МГУ.
Мусульманам нужно договариваться внутри уммы

Иван Засурский, политолог, ему интересно жизнеописание и лидерские качества пророка Мухаммеда (мир ему). Иван выделяет лидерские качества основателя исламской религии 14 веков назад, считает, что исламская религия закрепилась в общине благодаря личным качествам пророка и его сподвижников и последователей, и проводит параллели с проблемами современной российской уммы. «Мусульмане боролись за свои идеи и побеждали при определенных условиях, - они были сплочены вокруг своего лидера. Вам, мусульманам надо внутри уммы договариваться, преодолевая разногласия», - утверждает политолог. Прав заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации, теоретик и практик Иван Иванович Засурский. Российскую умму раскачивают запретами исламских ценностей извне, что стало возможным в силу слабых сторон исламского сообщества, - нет консолидация внутри уммы.

Покинувшая пост министра образования Ставропольского края И.В. Кувалдина с пристрастием добивалась запрещение хиджабов во всех подведомственных ее министерству образовательных учреждениях. В сельской школе Ставрополья в хиджабе в школу запрещено входить, на факультете журналистики МГУ имени Ломоносова, его могут надеть все, кто пожелает. Вопрос не в законе, Ясен Засурский в любом месте и перед любым являет школу благородства. В этом он очень подобен соблюдающему мусульманину.
Коран на журфаке

В библиотеке Ясена Засурского есть дарственный экземпляр священного Корана. «Я хочу изучить Коран, но я чувствую, что для этого мне нужен консультант-эксперт», - признался президент журфака МГУ (бренд факультета), я не решилась спросить - с чем это связано. Светский профессор предрасположен к изучению священного Корана, трепетно интересуется исламским сообществом и проблемами исламской информационной политики. Для чтения Корана Засурскому(!) нужен консультант-эксперт, разумеется, читатель он очень избирательный, его интерес к священной Книге мусульман объясним, профессор мировой величины понимает, что пресветлый Коран переживет мыслимые человеком времена и эпохи. Инша-а Аллах.

Социальные комментарии Cackle