• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Хиджаб опять в центре внимания

Время чтения: 3 мин
2709

Накануне Священного для всех мусульман праздника Ураза-Байрам журналисты одного из казанских интернет-изданий вновь озаботились хиджабами в татарстанских школах. Казалось бы, тема исчерпана. Дети из набожных семей получили возможность беспрепятственно посещать школу в хиджабе, при условии, что со стороны большинства педагогов и родителей нет никаких претензий к мусульманским платкам в учебном заведении. Татарстан вновь преподал всей остальной России пример подлинной толерантности и уважения к чувствам верующих людей. Что тут ещё можно прибавить?

Оказывается, можно. Для начала надо напустить туману: «в Татарстане негласно разрешили хиджабы в школах». Стоп! Почему негласно? Об этом ещё в июне  вполне гласно рассуждал министр образования Татарстана Энгель Тагиров. Причём  рассуждал со свойственной ему прямотой, мол, никаких проблем я тут не вижу. «Если есть такая традиция — пусть ходят, - заявил тогда глава образовательного ведомства. А далее подчеркнул, что в соответствии с планами правительства Татарстана, исключительное право решать, каким должен быть внешний вид учащихся в республике, будет предоставлено «органам государственно-общественного управления образовательной организации». Иными словами, именно родители школьников и учителя будут решать, допустимо ли приходить в конкретную школу в платке или нет.

Однако соломоново решение татарстанских властей пришлось явно не по вкусу журналистам казанского интернет-издания. Вначале они объявили о том, что достигнутый компромисс «вызвал неоднозначную реакцию татарстанской общественности», хотя никаких публичных выступлений против хиджаба ни я, ни мои коллеги, ни, в том числе, многочисленные друзья не заметили на улицах городах. Затем господа журналисты уже устами своих экспертов, два из которых, кстати, представляют один институт, только в разных городах нашей страны, пустились в рассуждения о том, что дозволение татарстанским девочкам приходить в школу в платках приведёт «к негативным последствиям в долгосрочной перспективе», которые, как несложно догадаться, будут выражены ещё большим расколом уммы. Почему? Да потому, что одни девочки в платках начнут третировать других девочек, на головах которых платков нет, называя их ненастоящими мусульманками. Правда, в таком случае агрессивным девочкам в представлении экспертов агентства придётся записать в немусульманки вообще всех девочек, которые не ходят в платках, причём не только в школе, но и на улице, в районе, во всём городе, да и вообще во всей республике. Не знаю как вы, уважаемые читатели, а я с трудом могу вообразить себе картину, нарисованную экспертами одного казанского интернет-издания. «В самих платках, как таковых, проблемы нет, - резюмирует агентство, обнаруживая неожиданную рассудительность, - но есть законы и нормы, общие для всей России, а поскольку Татарстан часть России, то их нужно соблюдать».

Ничуть не оспаривая утверждение о том, что Татарстан — это часть России, и выражая полнейшую солидарность со словами о законах, которые должны соблюдаться на территории всей нашей страны, я всё же не соглашусь с тем, что для всех россиян есть какие-то обязательные общие нормы поведения. И вот почему. Скажите, в Москве или в Питере стало нормой громить инородцев за то, что они — инородцы, и везут сюда якобы чуждую России исламскую культуру? На мой взгляд — давно стало нормой. В Москве или в Питере стало нормой то, что миллионы верующих людей вынуждены молиться прямо под открытым небом в свой религиозный праздник? Стало нормой. В таком случае у меня вопрос: почему всё то, что давно является нормой в обеих столицах нашей великой (без тени иронии) Родины должно автоматически быть таковой у нас в Татарстане, или Башкирии, или Дагестане — традиционных мусульманских республиках России, где уважаются чувства верующих людей?

Невинное желание прийти в школу в мусульманском платке никогда не вызовет ненависти у  одноклассников-немусульман, которые не станут смотреть косо в сторону мусульманки, если в их сердце живёт доброта, основанная на понимании и уважении людей иных культурных традиций и религиозных чувств. А вот это уже надо воспитывать. В той же школе. Отсюда вывод: отнюдь не хиджаб на голове набожной ученицы любой из татарстанских школ может стать причиной раздора между мусульманами или христианами в республики, а одно лишь только невежество, которое необходимо искоренять.

Хадиджа Максуди, обозреватель Islam-Today.ru

Социальные комментарии Cackle