• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Западные ученые: «Суфизм – противоядие от разочарования»

Время чтения: 4 мин
5184

На Международной научной конференции «Мусульманские движения и механизмы воспроизводства идеологии ислама в современном информационном пространстве» в рамках III Казанского международного научного форума «Ислам в мультикультурном мире» вопрос суфизма в современном мире были выделены в отдельную секцию. Именно здесь выступили многие зарубежные докладчики из США, Норвегии, Франции, Нидерландов и Великобритании.

О вкладе суфизма в развитие современного ислама в Европе в целом и во Франции в частности собравшимся рассказал профессор факультета арабских и исламоведческих исследований университета Страсбурга Эрик Мария Жофруа. Согласно его исследованиям, суфизм начинает проявлять себя  в Европе еще в Средние века, и даже сюжет «Божественной комедии» Данте основан, по мнению профессора, на событиях Мираджа Пророка (мир ему). Особое же распространение суфизм в Европе получил в 70-е годы XXвека, что объясняется присутсвием в это время в этой части света суфийских шейхов, которые рассматривали Запад как «нетронутую землю, где можно сеять зерна». По словам профессора, на сегодняшний день во Франции большинство последователей тасаввуфа заявляют о себе прежде всего как о мусульманах, или «ортодоксальных суфиях», однако существуют и так называемые группы последователей «неосуфизма», которые весьма отличаются от традиционных моделей. Эти группы исследователи называют «постисламским движением», поскольку его адепты уходят от исполнения религиозных норм, а их практики носят скорее эзотерический характер. «Неосуфизм» вдохновляется синкретичными культами, зачастую вовсе не имеет исламского лица и по сути ближе у индуизму.

Отметим, что профессор Жофруа заявляет о том, что разделение суфизма и ислама опасно, поскольку духовность без религиозной основы не может существовать! Таким образом, люди остаются один на один с пустой по сути эзотерикой,  какими сейчас в Европе являются и, например, йога или дзен.

Эрик Мария Жофруа отметил, что молодые мусульмане Европы зачастую отвергают «формальный и одномерный» ислам своих родителей и стремятся  к духовному исламу, находя себя, таким образом, в суфизме. Таким образом, они находят золотую середину между западным материализмом и слепым исполнением лишь внешних мусульманских ритуалов. Кстати, по данным профессора, на сегодняшний день во Франции количество мусульман больше, чем об этом принято говорить: не 6-8 млн, а около 12 млн человек. «Я могу назвать Францию мусульманской державой», - заключил ученый.

Тему суфизма в Европе, уже на примере Великобритании, продолжил профессор Ливерпульского университета Хоупа Рон Гивс. По его данным, около 20% мусульман Великобритании родом из Пакистана, Бангладеш и Индии, где суфизм – неотъемлемая часть исламской религии и жизни. Подъем суфизма в Англии профессор отмечает с 30х-50х годов XXвека в портовых городах, таких как Ливерпуль или Кардифф. Мусульмане были моряками, которые часто женились на британках, привнося с собой в создаваемые семьи традиции ислама и суфизма. По словам профессора Гивса, в Великобритании не так много мусульман придерживаются суфийской традиции. Так же, как и во Франции, здесь имеет место быть некий конфликт поколений, когда молодежь приходит к суфизму. Таким образом, происходит «ребрендинг суфизма», которые постепенно становится отображением «традиционного ислама». Этот «традиционный ислам» провозглашает реакцию против секуляризации и модернизации ислама, а также против «джихадистов», а кроме того провозглашает аутентичность и самоидентификацию его последователей. Причем с 90х годов XX века наблюдается переход от этнической к мусульманской идентичности, когда для людей их религиозная принадлежность становится важнее, чем национальная.

А профессор кафедры арабского языка и культуры гуманитарного факультета университета Осло Альбрехт Хофхайн рассматривает современное воплощение суфизма как возрождение ислама. В своем докладе он рассказал об одном из первых мусульманских сайтов, созданном в 1995 году и функционирующем по сей день, правда сейчас находится на реконструкции. Сайт был создан в США Ахмадом Дарвишем, которые будучи изначально простым программистом-инженером чпустя годы фактически превратился в хранителя исламских традиций. На разработанном Дарвишем сайте существовал как платный (по подписке) доступ к информации, так и свободный и общедоступный. Хофхайн назвал сайт «информационным супершоссе», которое во времена своего создания было особенно эффективно. Здесь работал Интерактивный исламский колледж, осуществлялась рассылка по адресам электронной почты с призывом получать исламские знания, публиковались тексты фундаментальных мусульманских книг. Особую роль интернет-ресурс сыграл после трагедии 11 сентября, когда здесь началась активная борьба с вахаббизмом и «культом Ибн Теймийи». На сайте же всегда рассказывалось о традиционном исламе, пропагандирующем любовь и толерантность. По словам Альбрехта Хофхайна, Ахмад Дарвиш всегда получал знания от суфийских источников, проходил обучение у суфийских шейхов, а в 2008 году впервые и себя называет «шейх Ахмад Дарвиш, исследователь суфийских шейхов в интернете».

Выступления западных ученых о суфизме объединяли несколько общих идей. Во-первых, это противопоставление суфизма радикальным течениям ваххабитов и салафитов. Во-вторых, неотделимость суфизма от ислама. И в-третьих, обращение людей к суфизму в поисках истинной и глубокой духовности, что дает исследователям возможность называть тассавуф «противоядием от разочарования».

Нурия Гибадуллина

Социальные комментарии Cackle