• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"В Татарстане лучше... Здесь ислам существует отдельно от политики"

Время чтения: 7 мин
4830

Казань – единственный в мире город, где более десяти веков бок о бок не просто сосуществуют, но живут в полном мире и согласии представители нескольких религий; рядом с мечетями возводят церкви и храмы; представители разных конфессий давно уже наладили продуктивный диалог друг с другом. В столице Татарстана можно найти православные храмы и мечети, католический костел и лютеранскую церковь, синагогу и монастырь. По этим религиозным центрам можно читать историю Татарстана и всего Поволжья как открытую книгу.

Особое место здесь занимает Казань, древний город с богатой и непростой историей. Зайдя на территорию Казанского Кремля, словно оказываешься в другом мире, в параллельной Вселенной: рядом с главной мечетью Татарстана Кул Шариф расположен Благовещенский Собор, а между ними высится башня Сююмбике. А Храм всех религий, ставший местом успокоения, поиском душевного равновесия для представителей всех традиционных конфессий нашей необъятной страны?!

С каждым годом столица современного Татарстана притягивает на свою землю немало туристов как с других регионов России, так и с каждого, даже самого отдаленного, уголка мира. Всех их объединяет одно – тяга к познанию нового, желание прикоснуться к загадочному, полному удивительных тайн городу, сумевшему соединить в себе Восток и Запад, практичность и следование традициям.

Мы провели опрос и узнали, какой предстала перед гостями столица земли татарстанской в религиозном плане.

- Я приехала в Казань 2 года назад, - рассказала студентка из Казахстана Карина Асхадулла. – Казань – очень древний и исторический город, который впечатлил меня своей красотой. Это моя историческая родина, которая приятно удивила: город, исповедующий ислам, где немало красивых и величественных мечетей. А люди здесь все добрые и отзывчивые,  как и принято в исламе. По приезду в Казань, у меня не было чувства, что я здесь чужая, город принял как родной. Сразу чувствуется, что это исторический город ислама. Ведь мы знаем, что еще в давние времена ислам пришел в Булгары из Багдада вместе с караваном Ибн Фадлана. И с тех пор, несмотря на происходящие вокруг события, люди сумели сохранить свою веру.

Красоту мечетей отмечают все, кто хоть единожды побывал в Казани. И это не только известный всему миру Кул Шариф, являющийся сердцем города и центром традиционного татарского ислама. Как отмечают туристы и иностранные студенты, каждая из мечетей в Татарстане уникальная и прекрасна по-своему. Для Рафиса Миннуллина (Москва) приятно то, что в любую мечеть можно зайти спокойно и совершить намаз, отдохнуть душой и телом, приобщиться к миру ислама.

Студенту Поволжской академии Фисалу Атифу из Египта, к примеру, особо импонируют мечети, расположенные на территории Старо-татарской слободы, которые отличаются своей богатой историей и активной работой с махаллей.

- В каждой мечети есть все необходимые удобства, внутри и снаружи всегда все чисто и красиво, как полагается. Благодаря тому, что в каждом районе Казани есть хотя бы одна мечеть, то добраться до нее, чтобы прочитать намаз или поговорить с имамом, успокоить свою душу, можно за 10-15 минут. Это огромный плюс, тем более для такого большого города. А вот афганские студенты отмечают, что можно увеличить количество религиозных мест.

Особое внимание студентов из Узбекистана привлекла мечеть «Казан Нуры», расположенная на проспекте Фатыха Амирхана. Одноэтажное здание, которое включает в себя два зала внутри и минарет над входом. Над крыльцом пятигранная крыша, опирающаяся на четыре колонны, богато украшенные резьбой. Отдельно отмечают вкусное питание, соответствующее стандартам халяль.

- Я впервые приехал сюда в 2013 году, и Казань сразу поразила меня своей красотой, - делится впечатлением студент КНИТУ-КАИ из Узбекистана Мурод. – Честно скажу, не ожидал, что люди здесь такие приветливые, готовые помочь тебе в сложной ситуации. Никто не говорит, что он мусульманин или христианин – тут все одинаковы, и это хорошо. К каждому, вне зависимости от его религиозных предпочтений, относятся с уважением. В этом году во время Рамазана правительство РТ поддержало инициативу Духовного управления мусульман и каждый день в мечетях проводили ифтары, куда могли прийти не только местные жители, но и иностранные гости. К тому же уже в четвертый раз на стадионе провели Республиканский ифтар, который прошел на высшем уровне.

По словам Амриддина Камолова, куратора мероприятий Молодежной ассамблеи народов Татарстана, приехавшего в Казань из Таджикистана, организация всех значимых для мусульман дат и праздников проходит на высшем уровне, без происшествий и ЧП.

- Такая работа ведется далеко не во всех мусульманских-то странах. Татарстан, на мой взгляд, в этом направлении занимает одну из лидирующих позиций. Ведь при этом не ущемляются права представителей других религиозных течений. Нельзя не отметить и работу с населением, которую видно не только в СМИ, но и даже на улице. Собираются деньги и иные средства для помощи бездомным, неимущим, страдающим какими-либо физическими недостатками. Что касается пропаганды, так сказать, навязывания ислама, то я здесь этого не наблюдаю. Вера должна идти изнутри, из глубины сердца. Заставлять верить бесполезно и не нужно. Все делается на добровольной основе: если человек хочет, то принимает участие и в работе форумов мусульманской молодежи, и в благотворительных акциях. Двери Духовного управления мусульман Республики Татарстан и организаторов всех религиозных и благотворительных мероприятий всегда открыты. Какого-то отбора нет, принять участие может любой, у кого есть желание.

Здесь можно не просто свободно исповедовать ту религию, которая живет в твоей душе, общаться на религиозные темы, но и громко сказать «Ассалам уалейкум». Мир и согласие, царящие на земле Татарстана, отмечает и Парвиз Ахмади, приехавший учиться в Казань из Афганистана.

- Я живу в Казани уже 8 лет, и за это время видел людей разных национальностей и конфессий. Все они живут не просто дружно, а свободно.  Что касается ислама, то отрадно видеть, что здесь он не зависит от государства или политики, а лишь от самого человека. Ислам здесь и ислам в Афганистане не имеет особых различий. Ислам, как традиции в обществе, везде одинаков. На моей родине 99% жителей – мусульмане, очень верующие, и соблюдают все предписания Корана. Там меньше свободы в плане одежды: женщины обязаны покрываться с головы до пят. В этом плане здесь, в Татарстане, лучше – ислам существует отдельно от политики. Особенно хочется отметить, что меня приятно удивило то, как здесь проходит месяц Рамадан. В каждой мечети проводились ифтары, люди помогали друг другу. Это очень здорово.

Возможность свободно исповедовать свою религию отметила и студентка из Туркменистана Джумагуль Ачилова. Саму Казань девушка выбрала из-за того, что у народов общий менталитет.

- Все-таки мусульманская республика, взгляды на мир и здесь, и у нас, в Туркменистане одинаковы. По людям видно, что они всем сердцем чувствуют и живут исламом. Моя мама сюда приезжала только ради того, чтобы посмотреть на красоту и величественность здешних мечетей. К слову, в Туркменистане запрещено ходить в хиджабе; каждого, кто часто посещает мечеть, берут на особый контроль. В моей стране это не развито, у нас по большей части народ пугается одетых согласно канонам ислама мусульман. Закрытых людей, по сути, я видела считанные единицы. У нас не хиджаб, а просто платком закрывают волосы. Здесь ситуация абсолютно противоположная. Мне кажется, бояться покрытых людей глупо. Не все пять пальцев одинаковые. На прошедшем форуме «Территория Смыслов» Альбир хазрат Крганов, председатель ДУМ Чувашской республики, отметил, что нельзя обвинять мусульман в терроризме. Это зависит от людей, а не от религии. Люди, которые верят в Бога, ни за что такое не сделают.

Говоря о закрытой одежде, девушка отметила, что нет особой разницы, надевать широкое платье или современное, если оно закрыто и соответствует всем нормам морали.

- В арабских странах просто ходят в огромных, широких халатах. Здесь я вижу девушек, которые современно одеваются (юбки в пол, блузки), при этом соблюдая нормы шариата. Это приятней глазу, чем ходить в абсолютно черном, что несвойственно населению Поволжья. Есть стереотип, который до сих пор почему-то существует, что если девушка надела платок, то для нее все заканчивается. Это зависит от человека: если он хочет развиваться, внешний вид, одежда не повлияет.

Каждый верующий знает и помнит, что в исламе существует четыре школы. На территории Татарстана и большей части постсоветского пространства это ханафитская школа. Руководство страны и республики не имеют ничего против того, чтобы мусульмане одевались соответственно требованиям Корана.

- Однако надо учитывать территориальные и национальные особенности, - уверен Амриддин Камолов. – То, что одевают в Саудовской Аравии, должно оставаться там. Мы живем в Татарстане, мы должны учитывать все каноны шариата, но при этом  не забывать о культуре и традициях своего народа. Насколько мне известно, издревле татарские девушки надевали платки, которыми закрывали голову. Не было такого, чтобы закрывали все лицо и глаза. Были свои узоры, красивые национальные наряды, которые не противоречили исламу. Все было красиво и по правилам.

При этом каждый понимал, что перед ним представитель татарской национальности. У нас, в Таджикистане, тоже наблюдается тенденция к полному покрытию, начиная с лица и заканчивая пальцами ног. Наш президент на это ответил, что у нас есть своя богатая культура, национальная одежда, соответствующая канонам шариата. Поэтому не стоит следовать арабской моде. Если есть свои обычаи, традиции и культура, почему не пользоваться своим, не следовать своим предкам, а перенимать чуждую культуру.

С этим согласился и Рафис Миннуллин, который отметил, что у татар есть своя богатая культура, соответствующая нормам ислама.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle