• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

«Самое лучшее, что могли сделать татары в своей истории, – выбрать ханафитский мазхаб»

Время чтения: 4 мин
5162

Сегодня ночью Республику Татарстан покинул шейх Марокко Абдуррахим Лакрим, приезжавший на IV Форум мусульманской молодежи. Прямой потомок Пророка Мухаммада (салаллаху алейхи ва саллям), магистр по основам исламского права, преподаватель Университета шейха Ахмада Кифтару в Дамаске, для него это не первый визит в нашу столицу: в слете он участвует ежегодно. На прощание уважаемый шейх рассказал пресс-службе Духовного управления мусульман РТ о своих впечатлениях о татарской молодежи и республике и о том, каково быть потомком Посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям).

- Уважаемый шейх, как вам Казань?

- Я столько раз здесь бывал, что Казань будто мой родной город. В мире есть еще три города, которые я люблю также: моя родина, Медина и Стамбул. В Казани душу ласкают даже стены, потому что они пропитаны исламом. Люди приветливые и почти родные. Я могу с уверенностью утверждать, что здесь очень высокий уровень нравственности и безопасности. Такого чувства в другой стране у меня не возникает.

- Несколько дней вы пробыли в Болгаре на Форуме мусульманской молодежи. Какое впечатление на вас произвела татарская мусульманская молодежь?

- В этом форуме я участвовал уже в четвертый раз. И с каждым годом программа Форума становится полнее и интереснее. Делегаты находят себя в спорте, в культуре, в истории… Я думаю, что в России проекта подобного масштаба больше нет, поэтому его можно назвать «лицевым» для Татарстана. Участники показали себя в наилучшем свете: татарскую молодежь, на мой взгляд, отличает высоконравственность, широкие интеллектуальные знания и высокая культура поведения. Я у себя на родине всегда рассказываю, что татары много вкладывают в воспитание и образование своих детей. Важно то, что мусульманская молодежь в Татарстане движется по серединному пути, не впадая в фанатизм и не проявляя равнодушия. Это такая чистосердечная, искренняя приверженность своей религии. Вообще трех словах охарактеризовать татарскую мусульманскую молодежь можно было бы эпитетами «высококультурная», «коммуникабельная», «сдержанная».

- Для делегатов форума Вы интересны не только как большой ученый. Скажите, каково это - быть прямым потомком Пророка Мухаммада (салаллаху алейхи ва саллям)?

- Этот факт ни в коей мере не является предметом моей гордыни. Скорее, это возложенное на меня обязательство: я чувствую большую ответственность и не смею забывать про аманат. Меня тревожит, будет ли гордиться моими поступками Пророк Мухаммад (салаллаху алейхи ва саллям), когда мы встретимся с ним. Надеюсь, что будет.

- Сегодня Татарстан называют окном России в исламский мир. Какое представление о нашей республике существует за пределами страны?

- К сожалению, в арабских странах про Татарстан ничего не знают. Когда я рассказываю своим соотечественникам о татарах, о вашей культуре и республике, я всегда подчеркиваю, что мусульмане Татарстана являются примером высокого уровня духовного развития, образования и нравственности. Таким примером, за которым нужно следовать! То, что татарам, несмотря ни на что, удалось сохранить ислам и исламское образование, достойно глубокого уважения. И еще я считаю, что самое лучшее, что могли сделать татары в своей истории, это выбрать для себя ханафитский мазхаб. Он гибкий и миролюбивый, как и ваша ментальность.

- Сейчас мусульмане Татарстана и всей России живут одной общей идеей – возрождением отечественных богословских традиций и развитием религиозного образования. Все мы пребываем в предвкушении важного события – открытия Болгарской исламской академии. Как вы думаете, что нужно, чтобы Академия заняла достойное место среди исламских учебных заведений мира?

- Открытие Болгарской исламской академии, безусловно, говорит о том, что татары крепко взялись за свою религию. Это показатель того, что Татарстан не является потребителем мысли извне, а сам стремится стать источником исламской мысли. Но важно все-таки, чтобы в Академии было движение этой мысли: нужен именно обмен мнением и опытом, а не отрицание чужих знаний. И если мысль будет живой, то и Академия будет жить. В целом же, Болгарская исламская академия – это величайшее благо для России. Вы должны благодарить всех, кто принял участие в ее реализации.

- В России крайне остро стоит проблема проникновения в общество экстремистских идей. И это понятно: слишком высок у нас процент религиозной безграмотности. А что в мусульманских странах?

- Это общемировая проблема, к сожалению. В Марокко, например, за экстремизм любого формата следует довольно жесткое уголовное наказание. Как и везде, экстремисты выходят из низших слоев общества: они безграмотны и по своему социальному и интеллектуальному уровню развития сильно отстают. Ими движет только одно: отомстить обществу за свою неудавшуюся жизнь. Среди заключенных экстремистов имамы и ученые проводят активную разъяснительную работу. Поймите: мысль можно побороть только другой мыслью. И если бы в России не было духовно-просветительской пустоты, а ученые не самоотстранялись от своей святой обязанности просвещать народ, то и идеям экстремизма здесь не нашлось бы места.

ДУМ РТ

Социальные комментарии Cackle