• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Призыв к безмазхабности - незнание сущности богословских школ или почему в Татарстане лучше придерживаться ханафитского мазхаба

Время чтения: 7 мин
6584

 В Казани состоялась международная научно-практическая конференция под названием «Роль ханафитского мазхаба в современной жизни татар-мусульман». Редакции портала IslamToday удалось встретиться и пообщаться с гостями из Кувейта Ахмадом Хаджи аль-Курди - профессором, доктором шариатских наук, специалистом Кувейтской Энциклопедии исламского права и Мухаммадом Абдуль-Фатх аль-Баянуни,  – доктором шариатских наук, преподавателем Кувейтского центра подготовки проповедников.

- Ассаляму алейкум, уважаемые гости. Хотелось бы узнать о целях вашего приезда в Казань?

Ахмад Хаджи аль-Курди: Валейкум ассалям. С именем Всевышнего Милостивого и Милосердного, хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду и всем тем, кто последовал за ним до Судного  Дня. Мы приехали в Казань с целью участия в научной конференции, которая нацелена на  раскрытие очень важного для мусульман этого  региона вопроса, и это - ханафитский мазхаб, его зарождение и развитие, его культурно-нравственная и правовая роль в регионе.  Известно, что ханафитский мазхаб - один из четырех мазхабов и самый старый из них. Имам Абу Ханифа родился в 80-м году по хиджре до появления имамов Малика, Шафии и Ахмада Ибн Ханбала, пусть Всевышний будет доволен ими. Как мы узнали ранее,  мусульмане этого региона придерживаются данного мазхаба, и это очень развитый мазхаб: очень много наук изучается в рамках этого мазхаба, очень большое количество книг написано по нему, и мы хотели присоединиться к этому всему своим участием в этой конференции. Я являюсь специалистом в Кувейтской исламской энциклопедии  и членом Комитета по фетвам, преподаватель кафедры исламского права Кувейтского университета и я очень рад, что вместе со мной приехал мой товарищ, профессор Мухаммад Абдуль-Фаттах аль-Баянуни.

Мухаммад Абдуль-Фаттах аль-Баянуни: нам пришло приглашение, а мы всегда любим знакомиться с нашими братьями-мусульманами. Как вы знаете, мусульмане являются одним большим организмом, и если вдруг одна часть заболеет, то все тело страдает. Поэтому нам, мусульманам, необходимо  хорошо знать друг друга. Каждый раз, когда человек начинает познавать единую часть своего тела, то начинает переживать такие же чувства, как и другие части тела, переживать ту же боль, что и другая часть тела. Мы были очень счастливы приехать и воспользоваться возможностью познакомиться с вами, потому что Всевышний Аллах говорит: "О вы, люди, мы создали вас из мужчин и женщин и сделали вас племенами и народами для того, чтобы вы познавали друг друга. Поистине, самый лучший из вас перед Аллахом - самый богобоязненный". Благодарим Всевышнего за то, что Он нам помог осуществить данный визит, и многое из того, что мы уже увидели, нас очень порадовало. Нам удалось побывать в Болгарах, и мы были приятно удивлены тем, какую большую работу проводят у вас по возрождению истории вашего народа, и что самое главное, это связано с нашей религией, с Исламом.

- У нас в Татарстане только один мазхаб - ханафитский. Ваше отношение к этому?

Мухаммад Абдуль-Фаттах аль-Баянуни: Самое лучшее, конечно, если жители региона смогут жить по одному мазхабу, применять его, применять его в повседневной жизни, в частных и общих случаях, но если вдруг будет установлен другой мазхаб, то его нужно будет официально объявить для официальной практики двух мазхабов. Но если большинство жителей будет придерживаться ханафитского мазхаба, то это лучше для акцентирования внимания в ведении религиозной и повседневной деятельности, так как он больше подходит для реализации взаимоотношений между разными людьми.

 Ахмад Хаджи аль-Курди: Я присоединяюсь к мнению доктора о том, что вашему народу лучше придерживаться  ханафитского мазхаба, потому что ханафитский мазхаб, во-первых, самый старый,   первый, который сформировался, и самый распространенный в исламском мире. Я могу сказать, что больше 60 % в исламском мире сейчас придерживается ханафитского мазхаба, потому что это школа целой группы ученых, а не отдельно взятого ученого.  Я думаю, что он больше уделяет внимание жизненным ценностям людей, в отличие от других мазхабов. Однако, стоит отметить очень интересное замечание, на которое указал доктор Абдуль-Фаттах, что не нужно доводить практику этого мазхаба до фанатичности.  Мы его предпочитаем, мы берем из него повседневные фетвы, но мы не превращаем это в крайний фанатизм. Например, если кто-то начинает практиковать во всем  маликитский или шафиитский мазхаб, мы не будем им это запрещать, потому что все они великие имамы, и все они следовали Пророку Мухаммаду (ﷺ), толковали Коран и Сунну по своему видению. А что действительно считаю неправильным, то это выходить за рамки четырех мазхабов, потому что относительно этих четырех имамов многие свидетельствуют об их искренности, знании, благостности, все они пытались решать жизненные проблемы мусульман.

- При этом есть люди, которые отрицают мазхабы. Как вы относитесь к этому течению?

Ахмад Хаджи аль-Курди: Источники исламского законодательства - это Коран и Сунна. Коран и Сунна записаны уникальным удивительным способом, который заставляет нас взглянуть немного шире на разногласия ученых, которые были приемлемы для многих.  Например, Коран, в нем есть аннулирующие и аннулированные аяты, общие и частные аяты, абсолютные смыслы и обособленные. Например Сунна Пророка (ﷺ) - в ней есть «мутаватир», есть «машхур», есть полезный «мустафид» и единичный хадис (ахад), есть хорошие и слабые хадисы, есть уничтоженные и брошенные хадисы, придуманные хадисы. Невозможно любому человеку извлекать шариатскую норму из Корана и Сунны, кроме как со знанием всех этих тонкостей. А эти вещи не так легко познаются. Для их постижения нужны большие научные способности, и тот человек, который обладает этими способностями, в шариате называется имам-муджтахид. В истории ислама было большое количество имамов-муджтахидов, однако не все их труды дожили до сегодняшнего дня, а те которые дожили и были переданы как «мутаватир» - это четыре известных мазхаба.

Учитывая это, я могу сказать, что тот, кто достиг уровня имама- муджтахида  и понимает текст Корана и Сунны и все тонкости и нюансы, связанные с ними, неясности и сомнения относительно них, не должен следовать какому-либо другому мазхабу, он должен брать из основы - из Корана и Сунны, но тот, у кого нет такого уровня, должен следовать наставлению Всевышнего, выраженного в следующем Аяте: "Спрашивайте людей знающих, если сами не будете обладающими знаниями".  Если вдруг человек начнет погружаться в понимание Корана и Сунны, не имея нужного уровня знаний, то он непременно ошибется. Например, он может прочитать аннулированный аят и претворить его в жизнь.

Мы ему ответим, что это неприемлемо, потому что Всевышний сказал, что все что  мы отменим из аятов или заставим их забыть, заменим лучшими из них.  Поэтому  я повторяю: тот, кто достиг уровня муджтихад - ему следует брать из Корана и Сунны, но тот, кто не достиг, то ему запрещено пытаться делать иджтихад, потому что он непременно ошибется в смысле, сам заблудится и других введет в заблуждение, поэтому ему следует брать мнение ученых, следовать за ними, как на то указывает коранический аят.

Мухаммад Абдуль-Фаттах аль-Баянуни: хотелось бы отметить, что у появления призыва к безмазхабности две причины: первая - незнание  сущности богословских школ. Некоторые думают, что это какие-то другие религии. Вторая - существование чрезмерного фанатизма у тех, кто придерживается мазхаба, который отталкивает людей от мазхаба. Хотелось бы сказать относительно фанатизма,  что ошибку никогда нельзя исправить другой ошибкой. Здесь необходимо внести больше ясности в мазхабы. Разнообразие мазхабов можно сравнить с университетами - у каждого университета есть свои учителя и свои книги.

Например, если приедет студент в страну, где есть четыре университета и начнет бегать между ними, начнет брать из этого что-то, часть из другого,  в итоге ни один из университетов ему не даст диплом, потому что он не прошел полный курс отдельно взятого университета, а выбрал часть от одного, продолжая в другом, завершая в третьем. Его никто не принуждает заканчивать один конкретный университет, он изначально стоит перед выбором - какой университет выбрать и закончить. Или, например, он приехал в страну, где всего один университет, как, например, у вас главенствующий мазхаб - ханафитский, он выбирает его, а если вдруг захочешь ханбалитский, то собирайся и уезжай туда, где учат ханбалитский.

Но если я остаюсь в стране, где ханафитская школа является единственной в своем роде, то неприемлемо мне выходить за его рамки. Многие, имеющие научную степень, принимают этот принципиальный подход к данному вопросу. Еще раз хотелось отметить о необходимости изучения важности богословских школ и отстранения от чрезмерного фанатизма в соблюдении какой-либо из них.

А Всевышний знает лучше.

Продолжение следует...

Социальные комментарии Cackle