• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Они все бесценны... Это же память, семейная реликвия..."

Время чтения: 4 мин
4970

Едва заходишь в татарский дом, первое, что бросается в глаза, - тщательно оберегаемый всеми членами семьи шамаиль. Издревле шамаиль всегда был центром дома, центром семьи, неповторимой национальной, семейной ценностью, передаваемой из поколения в поколение. Но с годами шамаиль трансформировался, приобретал современные черты, лишь техника осталась неизменной – роспись на стекле с использованием фольги. Сейчас такую технику используют молодые талантливые художники при создании художественных произведений, но уже не связанных с религией. Такие работы называются нурани.

О том, что интерес как к самим древним и сакральным шамаилям, так и к технике их выполнения, все растет и растет говорит количество работ, поданных на уже Второй Всероссийский художественный конкурс «Шамаиль моей семьи». Эта выставка-конкурс – продолжение стартовавшего в 2015 году одноименного художественного проекта, цель которого возродить шамаиль как символ духовных ценностей татарской семьи. Всего было зарегистрировано более 200 заявок в четырех номинациях. Татарстан представили художники Казани, Азнакаева, Лениногорска, Мамадыша, Набережных Челнов, регионы РФ – художники из Владимира, Екатеринбурга, Ижевска, Москвы, Петербурга, Уфы.

Из вошедших в шорт-лист работ конкурса этого года была организована выставка на трех площадках Музея-заповедника «Казанский Кремль». Музей исламской культуры представил шамаили внеконкурсной номинации «Шамаиль как семейная реликвия». А в стенах Галереи татарского шамаиля можно было ознакомиться с работами современных художников в двух конкурсных номинациях: «Современный татарский традиционный шамаиль» и «Графический и вышитый шамаиль». Наряду с шамаилями на стекле были представлены работы, выполненные в компьютерной графике и в смешанных техниках печати (офорта, монотипии, шелкографии); произведения станковой графики; вышитые композиции (золотое шитье и техника «изонить»).

В конференц-зале Центра «Эрмитаж-Казань» можно насладиться картинами в технике живописи на стекле. Здесь были представлены работы современных художников, которые обратились в своем творчестве к реверсной живописи на стекле с применением фольги как в татарских шамаилях. Работы этой номинации, выходящие за пределы границ религиозного искусства, демонстрируют как традиционная для татарского шамаиля стимулирует профессиональных художников на новые эксперименты.

Всего в конкурсных номинациях приняли участие 37 художников, предоставивших 52 работы. Как отметил Рустам хазрат Батров, первый заместитель муфтия, Председателя ДУМ РТ, на торжественной награждении победителей, прошедшем в стенах Музея исламской культуры, произошел существенный рост качества работ.

- Мы начинаем узнавать все больше художников-профессионалов, работающих в этом направлении. К тому же в этом году была выделена отдельная номинация – картины, выполненные в технике традиционного шамаиля. Это те работы (нурани), которые лишены религиозного содержания, но сохраняют традиционную для татарского народа технику работы – с использованием фольги на обратной стороне стекла. В этом году был целый шквал подобных работ, что сподвигло нас учредить отдельную номинацию. Это говорит о том, что татарская культура не архаичное, не что-то пережитое, а живет и развивается, приобретает через эту технику новое дыхание.

Стоит отметить, что одна из номинаций – «Шамаиль как семейная реликвия» - не имеет победителей. Это то, что хранится в домах у людей, ставших частью семейных традиций татарского народа. Сама история является критерием для попадания в число участников. Как отметил Рустам хазрат, здесь не может быть победителей.

- Они все бесценны. Здесь и не было конкурса. Мы через такие работы показываем, что это пришло к нам через глубины веков, что это старинная часть татарской культуры, а не то, что сейчас придумано. Шамаиль – это то, вокруг чего собирается родовая память, что передается из поколения в поколение, от старших к младшим. Невозможно сказать, что этот лучше, а этот хуже. Это же память, семейная реликвия.

По словам победительницы Гульназ Исмагиловой, к написанию шамаилей ее подтолкнуло театральное искусство.

- Пошли на один из спектаклей в Театре имени Галиаскара Камала и попали на выставку. Смотря на работы таких мастеров, как Наджип Наккаш, Рамиль Насыбулов, я влюбилась в эту арабскую каллиграфию. Я очень рада, что приняла участие и оказалась победительницей. Над своей работой «Надежда, вера и любовь» я работала достаточно долго, так как нужно вырабатывать все до мельчайших деталей. На первый взгляд, это только орнамент, в котором нет ни единой лишней черточки. Все это арабская вязь.

На данный момент у Гульназ проходит выставка в Калифорнии, также мои работы находятся в Московском музее каллиграфии.

Каждый призер получил грамоту, а победители также были поощрены денежным призом.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle