• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Не стоит делать предметом внимания информационные продукты, которые производит ИГИЛ"

Время чтения: 6 мин
3242

Каким образом можно успешно противостоять вербовке в террористические организации, при этом ведя активную и результативную антипропаганду? Какая роль в этой профилактике отводиться представителям средств массовой информации? Как молодому поколению отличать правду от вымысла и не попадаться на уловки террористов? Каким образом приверженцы радикальных течений используют площадку Интернета для распространения своих идей? Этими вопросами задались непосредственно будущие специалисты, а сейчас студенты высших учебных заведений России в рамках конференции «Проблема терроризма глазами молодежи РФ», организованной Ближневосточным клубом К(П)ФУ при поддержке центра арабской культуры «Аль-Хадара».

Ни для кого не секрет, что для того, чтобы определенная идея, вне зависимости от ее положительных сторон и пользы, была принята обществом, должна быть принята молодежью. Этому последователи радикальных течений и группировок уделяют особое внимание. Достаточно только посмотреть статистику, цифры которой не могут не ужасать. Если в 2005 году сайтов, пропагандирующих экстремизм и терроризм было 4 800, то по данным на конец 2013 года их число увеличилось до 10 000. Сейчас цифра стала еще больше.

Сейчас, когда каждый наш шаг становится достоянием общества и постам в социальных сетях придается огромное значение, это наиболее распространенный способ вербовки в ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная на территории РФ - прим. ред.) и подобные террористические группировки. Не стоит забывать и о том, что, к сожалению, если сравнивать степень доверия к традиционным СМИ (телевидение, пресса, радио, информационные агентства) и к новостным пабликам, группам в социальных сетях, к постам блоггеров, то мы увидим, что словам последних верят охотней и чаще, чем профессиональным журналистам. Ведь социальные сети – это персонализация в отличие от абстрактного журналиста республиканского или федерального СМИ, с которым ты не можешь вступить в беседу, чтобы подтвердить или опровергнуть информацию.

И такое восприятие действительности и подаваемой информации играет на руку вербовщикам. А возможность прямого общения с администраторами групп добавляет ощущение простоты и снимает преграды удаленности от редакции сайта. Для того, чтобы вести успешную пропаганду, достаточно и личной страницы ваххабита.

Если говорить о средствах массовой информации, то здесь очень многое ложиться на плечи самого журналиста: мало того, что он должен корректно осветить ситуацию, при этом не затронув интересов пострадавшей стороны, но и не превратить свой материал в рекламу террористического движения. Зачастую масс-медиа очень тяжело найти золотую середину, чтобы и о событии рассказать, и донести до зрителя/читателя/слушателя, что ИГИЛ есть зло.

- Терроризм имеет довольно ярко выраженную характеристику как в мире, так и на медийной арене, - отметил один из участников конференции, Дамир Исламов, студент КФУ. – Если говорить об освещении террористических организаций и их действий в СМИ, то важно помнить, что это несет в себе не только информационное освещение, но и угрозу. Здесь речь идет о спирали насилия, которая возникает вследствие регулярного освещения терроризма, что приводит к повышению уровня порога допустимого насилия. Также через масс-медиа, через информационные технологии активно идет распространение террористических идей, постулатов и деятельности радикально настроенных групп. При этом последние используют качественную технику, что позволяет им создать идеальный продукт, привлекающий внимание аудитории.

Логичный выход – ввести цензуру и запретить освещение деятельности террористических группировок. Но тут велика вероятность того, что радикально настроенные личности ввиду отсутствия внимания к их деятельности в прессе могут создать более кровавый и ужасающий медийный повод, который получит гарантированное освещение в СМИ.

О том, к чему приводит стремление к красочной картинке и «жареным» фактам, говорит и заведующая кафедрой журналистики Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ Светлана Шайхитдинова.

- Сейчас мы с вами можем наблюдать вытеснение морали из светского общества, освоение молодежью «эстетизированного» восприятия реальности. Демонстрация в видеороликах взрывов под музыку, представление документальных кадров  военных столкновений  в сопровождении с поэтическими строфами может восприниматься таким зрителем отстраненно, вызывая единственное ощущение – что все это сделано профессионально.  Журналисты должны вскрывать эти симулякры,  показывать аудитории, как и чем они опасны. Крайне важно готовить профессионалов в этой сфере, учить их работать с целевой аудиторией.

Но как же быть с тем, что  радикальные организации заинтересованы в том, чтобы их почаще упоминали. Ведь таким образом они становятся частью повседневной картины мира и им это на руку?!

- Не стоит делать предметом внимания  информационные  продукты, которые производит  ИГИЛ. Это лишь привлекает внимание массовой аудитории. Нужно правильно формулировать проблему – больше говорить не о самих экстремистских организациях, а поднимать темы, связанные с вопросами жизни  верующих. Ведь именно недостаток внутриконфессиональной коммуникации, недостаток знаний  у простых людей становится почвой, на которой могут расцвести экстремистские идеи.  

Нужно рассказывать молодежи о том, что есть «псевдоислам», проводить богословские беседы, подготавливать материалы, раскрывающие «душу»  религии, ее миротворческий потенциал. Зачастую молодежи не хватает жизненных ориентиров, героев, которые увлекли бы их своим примером. Многое здесь зависит от той молодежной политики, которая проводится в государстве, от того, насколько молодые специалисты вовлечены в жизнь отдельно взятого города и страны в целом; как молодое поколение осваивается в жизни, какие есть социальные лифты и возможности для личностной самореализации, возможности общественного служения.

Одним из ярких примеров эффективного противодействия работе радикальных террористических группировок является деятельность Дома дружбы народов, в частности Молодежной ассамблеи народов Татарстана под руководством Тимура Кадыров. К примеру, каждый год проводится Республиканский форум «Дружба народов – богатство Татарстана», название которого само говорит о цели проведения подобного масштабного мероприятия.

В рамках этого форума возникло такое направление, как театр МУВИ, который представляет собой театр толерантности, где ребята путем инсценировки показывают, насколько беспочвенны и бесчеловечны конфликты на этнической или религиозной почве. Причем, нельзя не отметить отличительную особенность именно этого театра – финал конфликта участники всегда оставляют открытым, предлагая зрителям самим решить возникшую проблему наиболее мирным способом.

В рамках направления «Этножурналистика» обсуждается роль СМИ в укреплении межнационального мира. Особое внимание здесь уделяется тому аспекту, что с большими потрясениями в жизни людей появляются псевдо-эксперты, сыплющие своими «авторитетными» мнениями направо и налево. К примеру, в ситуации с ИГИЛ появилось много людей, считающих себя экспертами в исламской тематике, при этом не знающих арабского языка. В связи с этим, учитывая важность быстрой и правильной подачи информации, было принято решение провести форум ассоциации кибер-журналистов по гармонизации межнациональных конфликтов в сети интернет «Кибер-хранители».

- Молодое поколение Республики Татарстан обеспокоено тем, как легко разжечь конфликт, особенно на национальной или конфессиональной почве, и как сложно потом локализовать его и потушить. Поэтому такого рода мероприятия являются важным этапом в становлении межнационального мира и межконфессионального согласия, - отметил Тимур Кадыров. – Результатом этого форума стало активное распространение положительной информации нашими ребятами на просторах Интернета. Ведь за отсутствием достоверных источников информации у пользователей легко могу сформироваться экстремистские настроения.

Помимо того, что активисты МАНТ (Молодежная ассамблея народов Татарстана) подготавливают позитивные материалы, в которых рассказывают о национальных и культурных особенностях отдельных народов, развенчивают распространенные мифы, они также активно отслеживают все публикации в социальных сетях, которые так или иначе касаются межэтнических и межконфессиональных отношений.

Нынешней молодежи крайне необходимо овладеть знаниями, которые позволят противостоять технологиям «кибер-хищников» и контролировать кибер-пространство, распространяя достоверную и положительную информацию.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle