• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Мечеть должна быть красивой не только сегодня, но и завтра, и через 100 лет"

Время чтения: 3 мин
4790

Что объединяет мечети в Батуми (Грузия), Актобе (Казахстан) и Казани? Что связывает мечети «Ярдэм», «Казан нуры», «Нур гасыр» и «Кул Шариф»? Их объединяет один архитектор, человек, который начал свой путь с участия в возрождении Соборной мечети «Кул Шариф» и на сегодняшний день является одним из самых востребованных архитекторов культовых сооружений на постсоветском пространстве. Речь идет об Айваре Саттарове, выставка которого сегодня открыла свои двери в Галерее татарского шамаиля.

Айвар Саттаров – выпускник МАрхИ, кандидат архитектуры, член Союза архитекторов России и Союза художников Татарстана. В 2006 г. он был удостоен звания «Заслуженный архитектор Республики Татарстан» за вклад в проектирование и строительство мечети Кул Шариф. В 2008 г. деятельность архитектора в области проектирования татарских мечетей была отмечена медалью Духовного управления мусульман РТ «За служение народу».

За выдающийся вклад в проектирование областной соборной мечети «Нур Гасыр» в городе Актобе (2008, Казахстан) архитектор через год после постройки культового сооружения стал кавалером Ордена Дружбы Республики Казахстан. В 2012 г. Айвар Саттаров в составе группы архитекторов, участвовавших в создании мечети Кул Шариф, стал лауреатом государственной премии РТ имени Г.Тукая.

Мечеть «Ярдэм» – еще один проект Айвара Саттарова, за который автор стал лауреатом городского конкурса (2011-2016) в номинации «Лучший архитектурный объект города Казани» (2017).

Творчество зодчего в области культовых сооружений затрагивает тему становления и формирования татарской национальной архитектурной школы. Не случайно Айвар Саттаров создал и долгие годы возглавлял кафедру Реконструкции и реставрации архитектурного наследия в Казанском архитектурно-строительном университете (2000-2010).

- Один мыслитель сказал, что каждый народ пытается зафиксировать свою культуру в монументальных памятниках. И это не просто прихоть. Вот эта небольшая выставка символизирует собой новую эпоху духовной, культурной, политической жизни татарского народа и всей страны в целом, - отметил Рустем Рашитов, директор Галереи татарского шамаиля. – Такая широкая география построек Айвара Саттарова говорит о становлении нашей собственной профессиональной архитектурной школы и ее высоком уровне. Тот факт, что за такой короткий период Айвару удалось реализовать такое обильное количество проектов, - пожалуй, единичный случай в нашем культовом зодчестве.

Как отметил сам архитектор, то, что он начал заниматься проектированием мечетей, - желание Всевышнего, Он его направлял по этому пути.

- Мечеть – это культовое сооружение. Всегда во все времена архитектура культовых сооружений стояла особняком и налагала особую ответственность на зодчего, берущегося проектировать храм. Ведь храм должен не только быть функциональным местом для поклонения Всевышнего, но это также место, которое определяет социальное, культурное состояние общества, определяет облик среды, облик города. Церкви, мечети всегда были маяком застройки. 

Сам образ храма, вне зависимости от конфессиональной принадлежности, всегда являлся ответственной, сложной задачей, поскольку само культовое сооружение рассчитано не на один, два года, а на столетия. Поэтому храм должен быть красивым не только сегодня, но и завтра, через 50, через 100 лет.

«Мечети архитектора Айвара Саттарова» – первая персональная выставка архитектора, где, помимо обозначенных культовых сооружений, любой желающий сможет увидеть также интересные предложения автора по Московской соборной мечети (2008-2009) и соборной мечети в г.Батуми (2010, Грузия). Любопытно будет взглянуть и на проект соборной мечети в г. Набережные Челны (2009), находящейся на стадии строительства. 

География работ Айвара Саттарова охватывает не только районы Республики Татарстан и Москву, но и Казахстан, Башкортостан, Грузию. Всего на выставке 13 проектов архитектора, выполненных с 2005 по 2015 гг., из которых 10 - реализованных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle