В России / Татарстан

"МЯУ-джахеды", дети и женщины: эксперт о новых методах вербовки ИГ

878

Одним из важных аспектов существования любой организации является успешный механизм пропаганды. От того, насколько активно и эффективно будет действовать эта структура, зависит количество привлеченных сторонников группировки. Эти  механизмы имеют одинаковую структуру, вне зависимости от цели руководителей организации.

Вербовщики ДАИШ (террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории РФ) разработали довольно развитую коммуникационную систему, направленную на промывку мозгов и привлечение в ряды «сторонников» халифата. С сожалением стоит отметить, что им это неплохо удается. В своей агитации они активно используют постеры, при этом транслируя логотип, который становится популярным и узнаваемым.

- Боевики обращаются и к образу детей – подрастающей смены боевиков, - отметил Ильшат Мухаметзарипов, заместитель директора ГБУ «Центр исламоведческих исследований» Академии наук РТ. – Это своеобразный укор взрослым мусульманам, которые смотрят на творящееся «беззаконие» со стороны и боятся встать на защиту своей уммы, что приходится делать детям.

 

Параллельно это демонстрация спокойного тыла: когда в постерах, видеороликах показывается повседневная «мирная» жизнь сторонников ИГИЛ (как они гуляют с детьми, едят мороженое, веселятся). Через такие кадры пропагандисты террористической организации показываются как члены единого процветающего сообщества, демонстрируется спокойный тыл. Огромное влияние это оказывает на женскую аудиторию, которая ищет спокойствие и защищенность.

Женщины в ИГИЛ – это жены, воспитатели, полиция нравов...

Медиацентром террористической группировки ИГИЛ является центр «Аль Хайят», который отличает современный стиль – минимализм.

- Демонстрация позитива, улыбающиеся люди выступают, обращаются к зрителям с призывом вступить в ряды ИГИЛ. Как результат – формирование фанатского общества ИГИЛ. Это массовое бесплатное распространение информации, что делает бренд ДАИШ узнаваемым, создавая определенный модный тренд. Уже сами последователи террористической группировки подключают свое креативное мышление с использованием символики ИГИЛ.

 

Особое место в пропаганде нужных идей занимают многочисленные социальные сети. Активная кампания в них началась с лета 2014 года. Причем поводом для активизации стало создание коалиции против ДАИШ. Здесь стоит упомянуть и твиты от моджахедов, и использование кошек – «мяуджахедов», и креатив фанатского сообщества ИГИЛ. С июня 2014 года также стали распространяться короткие ролики.

Среди основных тем, культивируемых сторонниками ДАИШ, - жестокость, война, принадлежность, утопия, пощада, жертвы среди суннитов. Вся эта пропаганда направлена на противников, на международные сообщества и потенциальных добровольцев, активных членов ИГИЛ и вербовщиков. Такие методы вербовки позволяют гораздо эффективней и быстрей распространить определенные идеи, разлагающие общество.

Нельзя не сказать о средствах массовой информации, работающих на идеи радикалов. Это журнал «Dabiq», при создании которого используются современные европейские технологии, и его русскоязычные аналоги «Исток» и «FuratPress».

Журнал «Исток» в какой-то мере напоминает англоязычный «Dabiq», его плохую копию.   Стоит отметить, что группа авторов, работавших над изданием журнала, не только не против, но и положительно за возвращение на родину членов группировки. Конечно, если они отправляются с целью помощи своим землякам-боевикам. Помимо этого, на страницах «Истока» можно найти историю возникновения и становления так называемого «Исламского государства» и четкое объяснение несостоятельности обвинений противников террористической группировки. Отдельное внимание (по площади занимает большую часть журнала) уделяется разделу «Халифы».

 

Стоит отметить, что приверженцы террористической группировки считают своего лидера Абу Бакра Аль-Багдади одним из последних праведных имамов, предваряющих появление Имама Махди. Ведя счет уже имевшим место быть имамам, редакция журнала пытается провести параллель современной ситуации в мире с жизнеописанием пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Лейтмотивом всего журнала стала мысль, что мусульманин не просто может, а должен на любой территории захватить власть. При доказательстве справедливости такого суждения члены ИГИЛ опираются на идеолога организации «Братья-мусульмане» Саида Кутба.

- Нужен хороший контрнарратив. Они бывают позитивные (или альтернативными) – информация должна быть не ответом, а самостоятельным посланием; стратегические – общее видение ситуации; этические – взывание к морали, объяснение, что действия террористов аморальны и не достигают своей цели. Необходимы альтернативные герои, некоторые идеалы. Усиление критического восприятия, обнаружение недостатков в пропаганде ДАИШ, его дискредитация и проработка контрпропаганды для женщин-мусульманок – это лишь часть действий, необходимых для ликвидации эффекта вербовки в радикальные террористические организации.

Надо создавать сайты-ловушки и «зеркальные» адреса для выявления интереса среди населения к террористическим и экстремистским организациям, вести просветительскую работу в вузах о традиционных исламских ценностях и традиционном исламском браке, предупреждая опасность «секс-джихада». Необходимо также наладить выпуск понятной для детского и юношеского восприятия брошюр, утвержденных духовенством, с основными аятами и перечислением грехов, что позволит с детства формировать верное представление об исламе как справедливой и миролюбивой религии. К тому же наши СМИ не должны распространять кадры из пропаганды ИГИЛ.

Крайне важно мобилизовать на борьбу с вербовкой всю общественность, в том числе и кумиров молодежи, к мнению которых они прислушиваются. Не лишним будет подробный разбор пропагандирующих роликов с детальными комментариями и объяснениями ошибочности их позиции. Контрпропаганда должна исходить не от государства, а от самого общества. Иначе в ней не будет смысла.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home