• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Грезы на воде": уникальная выставка работ эбру открылась в Казанском кремле

Время чтения: 3 мин
4345

Эбру… Еще несколько лет назад для публики это слово ни о чем не говорило, но с каждым годом интерес к этому виду искусства оформления бумаги возрастает. А сегодня в стенах Музея исламской культуры открылась выставка картин в традиционной турецкой технике эбру «Грезы на воде». Часть картин выполнена нашей соотечественницей и навеяна посещением древнего и столь значимого города Болгар.

Изображение, созданное на воде, можно переводить на бумагу, ткань, дерево, стекло и керамику. Так неповторимый рисунок становится украшением интерьера, одежды и аксессуаров. Эбру – это не просто искусство, это нечто большее.  Это простота воды, праздничность красок, чувства художника, совершенство природы и божественная уникальность, соединенные вместе.

В персидском языке есть слова «об» (вода) и «ру» (на), соответственно «обру», адаптированное в турецком как «эбру», значит «на воде». В мире это искусство называют турецким мраморированием. Однако, мраморные разводы – это лишь малая толика глубокого и изящного искусства. Эбру – это один из видов искусства оформления бумаги, который приобрел наибольшую популярность при Османском дворе и использовалось для защиты важных документов от подделок.

Впоследствии эбру стало самостоятельным видом искусства и получило широкое распространение в мусульманском мире. Суть этой техники в том, что художник наносит рисунок красками на воде, которые не растворяются, а, смешиваясь, образуют причудливые узоры, и только потом водный рисунок переносится на бумагу. 

В рамках открывшейся сегодня выставки «Грезы на воде» каждый желающий может ознакомиться с творчеством двух современных турецких художников – Хикмета Барутчугиля, мастера эбру с международным признанием, и Айгуль Акмановой-Окутан, нашей соотечественницы, которая за три года художественных исканий нашла для эбру новое воплощение, воплотив в жизнь свою собственную, уникальную технику письма на воде.

Экспозиция включает в себя 44 композиции, выполненные в технике эбру на бумаге и холсте. Все их сближает обращение к сюжетам и образам, навеянным легендами и сохранившимися памятниками – символами древнего Болгара, откуда начался путь Ислама в Поволжье, и тысячелетней, столь привлекательной и уникальной Казани, античных памятников христианской Кападокии и вечного, манящего своей загадочностью города Стамбула. Как отметил сам мастер Хикмет Барутчугиля, символично, что выставка проходит в стенах мечети Кул Шариф, которая словно вышла из сказок «Тысяча и одна ночь».

В отличие от своих работ, выставленных в казанском «Манеже» в 2013 году, в этот раз художник стремился максимально представить все виды эбру: от классического с традиционным тюльпаном до трудоемкого двойного эбру с каллиграфией. Композиции «Сююмбике», «Башня Сююмбике» и «Кул Шариф» он создал специально для выставки «Грезы на воде».

Работы молодого мастера Айгуль Окутан, нашей соотечественницы, кардинально отличаются тем, что она впервые стала переносить эбру на холст. До нее турецкие мастера традиционно исполняли эбру только на бумаге, за редким исключением используя иные материалы. Работы Айгуль, подготовленные для выставки, экспонируются впервые. Молодой художник, благодаря своего отца за веру в нее, за наставление и помощь, на память подарила картину с изображением древнего Болгара Генеральному консульству Турции в Казани.

В открытии выставки «Грезы на воде» приняли участие генеральный консул Генрального консульства Республики Турция в Казани Турхан Дильмач, председатель комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Госсовета Татарстана Разиль Валеев, директор музя-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева и сами авторы работ Хикмет Барутчугиля и Айгуль Октан.

Для всех желающих завтра в 11:00 в Музее исламской культуры пройдут мастер-классы участников выставки.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle