• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Блокировка и контрпропаганда

Время чтения: 4 мин
3505

 

В чем заключается успешное манипулирование аудиторией многочисленных пабликов в социальных сетях? Какие способы используют террористические организации при распространении своей идеологии и как им противостоять? Какова ситуация с заключенными, принимающими во время отбывания срока ислам? Эти и многие другие вопросы обсудили представители ДУМ РТ, Ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования, сотрудники Аппарата Президента РТ и эксперты-исламоведы в рамках круглого стола «Информационно-идеологическая деятельность террористической организации ИГИЛ: методы, последствия, способы противодействия».

- Медиацентром террористической группировки ИГИЛ является центр «Аль Хайят», который отличает современный стиль – минимализм, - отметил Ильшат Мухаметзарипов, заместитель директора ГБУ «Центр исламоведческих исследований» Академии наук РТ.

– В своих роликах, публикациях в социальных сетях они придерживаются минимализма, используют максимально короткие слоганы на английском языке, направленные на их лучшее запоминание. Характерны призывы в виде постеров, стилизация под известные художественные картины или компьютерные игры, что делает их лозунги более запоминающимися и привлекательными. Подобные способы вербовки направлены на ту молодежь, которая воспитывалась в рамках европейской цивилизации.

Активно используется и образ детей. Это демонстрация подрастающего поколения будущих боевиков и одновременно укор пассивным мусульманам, которые смотрят на творящееся «беззаконие» со стороны. К тому же это демонстрация спокойного тыла.

- Использование образа детей на плакатах и в роликах показывает, что и у боевиков ИГИЛ есть семьи, что они такие же люди, как и все. Огромное влияние это оказывает на женскую аудиторию, которая ищет спокойствие и защищенность.

Если говорить о контенте выпускаемых медиацентром ДАИШ роликов (стали появляться с июня 2014 года), то можно заметить, что в них демонстрируется обычная жизнь боевиков: как они вместе с детьми едят мороженое, гуляют, радуются жизни. Через такие кадры пропагандисты террористической организации показываются как члены единого процветающего сообщества, демонстрируется спокойный тыл.

- Демонстрация позитива, улыбающиеся люди выступают, обращаются к зрителям с призывом вступить в ряды ИГИЛ. Как результат – формирование фанатского общества ИГИЛ. Для чего это нужно было боевикам? В первую очередь, это массовое бесплатное распространение информации, что делает бренд ДАИШ узнаваемым, создавая определенный модный тренд. Уже сами последователи террористической группировки подключают свое креативное мышление с использованием символики ИГИЛ.

О русскоязычной аудитории, которая является конечным пунктом пропаганды так называемого «Исламского государства», рассказал Дамир Шагавиев, заведующий отделом истории общественной мысли и исламоведения Института истории АН РТ, преподаватель РИИ, проанализировав русскоязычный журнал «Исток», являющий своей целью – вербовку в ряды ДАИШ. В какой-то мере журнал напоминает англоязычный «Dabiq».

 

- Журнал «Исток» не сообщает, кто является автором опубликованных в номере материалов. Одна из глав носит название «Мы из вас, вы из нас», другая – «Предательство». Стоит отметить, что группа авторов, работавших над изданием журнала, не только не против, но и положительно за возвращение на родину членов группировки. Конечно, если они отправляются с целью помощи своим землякам-боевикам. Помимо этого, на страницах «Истока» можно найти историю возникновения и становления так называемого «Исламского государства» и четкое объяснение несостоятельности обвинений противников террористической группировки.

Отдельное внимание (по площади занимает большую часть журнала) уделяется разделу «Халифы». Стоит отметить, что приверженцы террористической группировки считают своего лидера Абу Бакра Аль-Багдади одним из последних праведных имамов, предваряющих появление Имама Махди. Ведя счет уже имевшим место быть имамам, редакция журнала пытается провести параллель современной ситуации в мире с жизнеописанием пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Лейтмотивом всего журнала стала мысль, что мусульманин не просто может, а должен на любой территории захватить власть. При доказательстве справедливости такого суждения члены ИГИЛ опираются на идеолога организации «Братья-мусульмане» Саида Кутба.

Каким же способом противодействовать процессу радикализации молодежи? Самый простой способ – блокировка. Еще один вариант – распространение контрнаративов. Это могут быть не только богословские споры, но и пропаганда всевозможных спортивных направлений. Также надо привлекать активистов, негосударственные организации.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle