• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Татарская молодёжь Иркутска чувствует и поддерживает дух мусульманской махалли

Время чтения: 6 мин
3455

Своим видением жизни мусульманской общины и рассказом об активности татарской молодежи в далеком Прибайкалье с читателями Islam-today.ru поделилась заместитель руководителя Иркутской региональной общественной организации «Татаро-башкирский молодёжный центр «Байкал Дулкыны», журналист, религиовед Гульнара Гиниатулина.

- Гульнара, расскажите, пожалуйста, об организации «Татаро-башкирский молодёжный центр «Байкал Дулкыны».

- Наша организация начала формироваться еще в 2009 году, когда несколько молодых татарских активистов Иркутской области стали инициаторами мероприятий по объединению татарской молодёжи. Изначально такие мероприятия были во многом далеки от Ислама, скорее это была попытка популяризировать и максимально «осовременить» встречи татарской молодёжи, добавляя в них национальный колорит в виде музыки, танцев и блюд татарской кухни на столах.

Ситуацию в корне изменил, как это иногда бывает, по воле Аллаха, случай. Однажды в самый последний день пребывания на одном мероприятии - молодёжном лагере на Байкале, наша группа татарской молодёжи обедала, и все что-то бурно обсуждали. Это веселое общение прервал телефонный звонок одной из активисток центра. Ей позвонила родственница: «Завтра начало месяца Рамадан, ты будешь держать пост? Приходите на ифтар». Девушка ответила даже, возможно, сама не ожидая, что пост держать будет и на ифтар придет. Положив трубку, она еще раз вслух подтвердила свое намерение, теперь уже осознавая принятое решение. Все остальные вопросительно посмотрели на нее, но именно с этого и начался разговор о религии, об Исламе и о том, кто есть мусульманин и какие у него обязанности перед Богом. В этот день и до самой ночи, плавно «переселившись» из столовой на берег Байкала и игнорируя план мероприятия лагеря, мы провели в беседах об Исламе. Кто-то из нас что-то знал - читал, кто-то когда-то посещал занятия при мечети, но именно в тот день чувство Богобоязненности появилось в каждом из нас. На следующий день поститься начали все. Это был наш первый Рамадан, который не только обязал нас поститься, но и дальше получать знания по религии, учиться намазу. Не все смогли продержать пост полностью тогда, были и те, кому это запретили родители, но, тем не менее, большая часть, в коллективной поддержке и общении друг с другом, смогла выстоять и получить важные знания по Исламу.

Вообще, сейчас мы стараемся работать не только с татарской молодёжью. К нам в центр на мусульманские мероприятия приходит молодёжь разных

национальностей: вернувшиеся в Ислам русские, буряты, казахи, кабардинцы и представители некоторых других народов.

Собственно, национальные мероприятия также остались: это и Сабантуй, и праздник гусиного пера «Каз эмэсе», и ставший ежегодным наш любимый проект - детский фестиваль татарского искусства; участие в конкурсах, фестивалях, молодёжных межнациональных проектах никуда не делись, но все же мусульманское направление в своей работе мы стараемся активно осваивать и продвигать.

В этом году прекрасно и очень плодотворно прошел месяц Рамадан, во время которого Всевышний дал нам возможность собираться на коллективные намазы, ифтары, проводить беседы по Исламу, укреплять свой иман. Мы, можно сказать, прочувствовали, что значит настоящая мусульманско-татарская махалля.

Сейчас постоянно поддерживаем друг друга. Особенно девушек… Ведь, к сожалению, многие сталкиваются с тем, что старшее поколение родственников против строгого соблюдения детьми канонов Ислама: запрещают девушкам носить хиджаб, держать пост…и это, конечно, не самое приятное…когда самые близкие не поддерживают. Мне, Альхамдулиллях, повезло. Мама, может, конечно, не совсем с восторгом, но все же приняла мой хиджаб, а этим летом, по возвращению с фестиваля мусульманской молодёжи, который проходил в Казани, и моя младшая сестра решилась соблюдать канон женской одежды мусульманок.


- А как давно вы сами пришли к тому, чтобы исполнять предписания религии, носить платок?

- Я родилась в татарской семье, где религиозными были только бабушка и дедушка. Хотя надо понимать, что сами они из семей репрессированных, в школе не учились, всю жизнь работали и были неграмотными. Поэтому серьезных знаний по вероубеждению не имели. Дедушка читал намаз и ходил по пятницам в мечеть – это самые светлые и теплые воспоминания моего детства. Именно он еще в дошкольный период обучил нас с сестрой некоторым коротким сурам и дуа. К тому же моя бабушка по папиной линии была известна в нашем городе как абыстай. Многие наставления делала и она. Но более подробно об Исламе я узнала в 16 лет, когда к нам в город на практику приехали два студента из Уфимского Исламского университета. Я по приглашению родственницы попала на урок, и это дало сильный толчок к изучению Ислама. Я выучила несколько сур тогда и встала на намаз. В тот год соблюдала пост - единственная в семье, и даже решилась надеть хиджаб в школу. А это был 2004 год. Только произошли события в Беслане…Родственники очень переживали. Хотя в школе на меня смотрели скорее как на инопланетянку, чем на террористку.

Сейчас, альхамдулиЛлях, несмотря на то, что работаю я в государственном учреждении - мне не только разрешили одеваться, согласно моим убеждениям, но даже поддерживают и гордятся, что у них работает мусульманка.

- Гульнара, как по-вашему, насколько толерантны жители Иркутска и Сибири к исламу?

- На самом деле в Иркутске, я думаю, не сложнее соблюдать и жить по Исламу, чем в других городах России. Я бы даже сказала - во многом легче. Здесь издавна живут люди различных национальностей, и поэтому населению привычно видеть разных людей с разной культурой. Конечно, если ты идешь в хиджабе по улице, то на тебя обращают внимание, но это скорее интерес к чему-то необычному. Мои знакомые сестры в хиджабах учатся в университетах или работают в государственных учреждениях, но притеснения со стороны руководства не наблюдалось. Конечно, задавали вопросы, может в чем-то выражали недовольство, но не выгоняли и не увольняли. Кроме того, в этом году в одной моей знакомой мусульманской семье дочка пошла в первый класс обычной школы, соблюдая мусульманский головной убор. И директор школы не была против. Это, безусловно, очень позитивный опыт. Мне кажется, что в появлении нетолерантных настроений большую роль играет, скорее, недовольство мигрантами, чем мусульманами как приверженцами определенной конфессии. Альхамдулиллях, даже эти сложности мы расцениваем как испытание для нашей веры, необходимые для ее укрепления.

- Чем характеризуется социальная активность иркутской уммы?

- Я могу сказать, что современная исламская умма в Иркутске только начитает свой этап в проявлении социальной активности. Появляются и выходят на широкий уровень мероприятия и информация о них в СМИ, реализуются новые проекты и идеи. В конце 2012 года мусульмане Иркутской области запустили свой информационный ресурс - «Мусульмане Прибайкалья», через который освещается жизнь уммы в регионе. Активно развиваются группы для мусульман области в социальных сетях. Отсутствие полноценного исламского образования и просвещения теперь хоть в какой-то степени компенсируется приездами исламских деятелей России в Иркутскую область в рамках программ различных соглашений. Так, в ноябре этого года мы ожидаем приезд религиозных деятелей из Татарстана.

Для нас также важно и само понимание, что именно мы - молодёжь - сейчас должны как можно активно заниматься продвижением Ислама, дагватом как среди татарской молодёжи, так и среди молодежи других национальностей и, конечно, среди старшего поколения. В мечеть стали приходить люди разных национальностей с намерением принять Ислам и наша обязанность принять их и раскрыть для них истинные убеждения, а также просить Всевышнего сделать нас из числа тех, через которых Он открывает сердца для веры наших братьев и сестер.

Социальные комментарии Cackle