• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Создатели «Хайтармы» еще во время съемок планировали привезти фильм в Казань

Время чтения: 5 мин
4592

Накануне демонстрации на казанском экране первого крымскотатарского фильма «Хайтарма» - одного из самых ожидаемых показов в рамках IX Международного фестиваля мусульманского кино редакцию Islam-today.ru посетили члены съёмочной группы киноленты. В гостях у нас побывали актриса, телеведущая Динара Аваз и продюсер, креативный директор канала АТР Айдер Мурадосилов.

Islam-today: Каким образом зародилась идея создания фильма и как это стало возможным?

Айдер Мурадосилов: Идея создания этого исторического фильма давно назрела в Крыму. С одной стороны, у руководства телеканала «АТР» не было сомнений, что  первый крымскотатарский фильм нужно снять на тему депортации, как бы нам ни было тяжело, хотим мы или не хотим вспоминать это, но мы должны отдать долг памяти истории и нашим предкам. А с другой стороны, идея назрела и у режиссера Ахтема Сеитаблаева, который снял уже порядка десятка фильмов. И произошла встреча этих сторон, а также генерального продюсера фильма Ленура Ислямова, выделившего деньги на создание кинокартины. Подготовка к съёмкам и написание сценария заняли около года. Это достаточно быстро, материала было с избытком, и те многочисленные истории очевидцев мы, словно дрова, подкидывали в печь сценарной работы.


Islam-today: Динара, расскажите, пожалуйста, о своей роли в «Хайтарме».

Динара Аваз: Это мой дебют в кинематографе, и я играю Фериде – невесту Амет-хана Султана. В сюжете она появляется как некая муза, всего несколько раз, и героиню можно назвать собирательным образом. Предполагается, что главный герой и Фериде были знакомы с раннего детства, а вступив во взрослую жизнь, полюбили друг друга. Надо сказать, что придя на кастинг, я не ожидала, что роль достанется именно мне. А когда мне сообщили, что я прошла, признаюсь честно, я немного испугалась, потому что участвовать в первом крымскотатарском фильме в истории, тем более на тему депортации, это, безусловно, огромная ответственность. Конечно, для меня огромная честь принять участие в этом проекте. Когда я работала, я представляла не столько саму героиню Фериде, сколько свою бабушку, которая также была депортирована в ту ночь и которая не раз делилась со мной воспоминаниями об этих трагических событиях.

Islam-today: Какая складывалась атмосфера на съемках фильма, ведь в работе участвовали и пожилые люди, которые сами пережили описываемые события?

Динара Аваз: Обстановка была действительно очень не простая в психологическом плане. Из полутора тысяч человек, участвовавших в съёмках, более половины были наши старики, которые пережили депортацию в реальной жизни. Иногда они забывались о том, что происходящее – лишь съёмки. Я помню, как один дедушка стал сопротивляться и даже ударил актёра, игравшего роль толкавшего людей  в вагоны солдата, со словами: «Второй раз вам меня в этот вагон не запихнуть! Ничего у вас не выйдет!». Тем не менее, у них у всех было огромное желание принять участие в проекте, и они отказывались от отдыха, даже, например, во время дождя. Когда были перерывы, каждый рассказывал историю своей жизни. Кстати, все имена участников массовки указаны в титрах по окончании фильма.


Islam-today: В съёмках принимали участие и российские актёры, какой опыт они получили?

Айдер Мурадосилов: Да, на съёмки мы пригласили несколько российских звезд, в числе которых актер Алексей Горбунов, который в нашем фильме сыграл роль нквдэшника майора Кротова. Это серьезная, ответственная роль отрицательного персонажа, который, казалось бы, пытается уничтожить главного героя Амет-хана и в то же время пытается его как-то предостеречь. И Горбунов с ней прекрасно справился. В съёмках принимали участие Юрий Цурило и Гурам Баблишвили, а также такие «топовые» молодые актеры, как Дмитрий Суржиков, Андрей Саминин, Леся Самаева и другие. Конечно, многим было тяжело играть жестоких персонажей, и это стоило актерам колоссальных усилий и ещё раз подтвердило их профессионализм. А играть ведь приходилось реальность – отмечу, что за каждой историей в фильме стоят реальные, письменно зафиксированные факты.

Стоит особо отметить, что роль отца Амет-хана сыграл Валерий Викторович Шитовалов – заслуженный артист России и Украины, преподаватель крымских театральных вузов,  а полтора месяца назад, к сожалению, его не стало. Он настолько органично сыграл свою роль в «Хайтарме», что после выхода на нашем канале АТР сюжета о его кончине, многие удивились, узнав тот факт, что актер не был крымским татарином. Валерий Викторович вырос в Крыму, и также в какой-то степени помнит описываемые в фильме события.


Islam-today: Отражена ли в фильме как-то тема веры, ислама?

Айдер Мурадосилов: Прежде всего, естественно, семья Амет-хана – крымскотатарская мусульманская семья. В самом начале фильма есть эпизод, когда старый человек хоронит свою жену, и, разумеется, похороны происходят по исламским традициям.

Динара Аваз: В фильме есть очень яркая сцена, когда солдат ночью врывается в дом к бабушке и сообщает ей о том, что на сборы даётся 15 минут (как и было по истории). Тогда люди хватались кто за что – кто за хлеб, кто за тёплую одежду… Описываемая же бабушка первым делом взяла Коран и тасбих, завернув  это в крошечный узелок вместе с куском хлеба.

Islam-today:  С каким посылом вы приехали в Казань и чего ожидаете от татарстанского зрителя?

Айдер Мурадосилов:  Этой историей мы хотим поделиться со всем миром, уже состоялись показы ленты в Нью-Йорке и в Москве. Мы давно знаем о казанском кинофестивале, и планировали привезти «Хайтарму» сюда ещё во время создания фильма. Мы хотим поделиться своей первой работой, понимая, что просто обязаны присутствовать на Фестивале мусульманского кино. Конечно, мы хотим поделиться и своей историей, и заявить о себе, и показать, что мы научились делать серьёзные киноработы. Конечно, мы особо надеемся, что казанские татары – наши единоверцы, близкий нам по языку и культуре народ, особо оценит плоды наших трудов.

 

Социальные комментарии Cackle