• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Совет Европы смотрит на Кавказ. Эксклюзивное интервью министра по делам молодежи Чечни – Хож-Бауди Дааева

Время чтения: 9 мин
2868

«Федеральный и европейский опыт: интеграция молодежи Северного Кавказа» - тема статусной международной конференции, проведенной Советом Европы (СЕ) совместно с Министерством по делам молодежи Чеченской республики.

 Российский Северный Кавказ в современной европейской геополитике замыкает географию Юга России и связывает Европу с Южным Кавказом. Молодежный сегмент Кавказского региона Совету Европы нужен, поскольку Европа - устойчивый хозяин рынка образовательных услуг в синтезе.

По завершении работы конференции министр по делам молодежи Чечни Хож-Бауди Дааев согласился на эксклюзивное интервью ИА Islam Today.

 Зачем Совету Европы Кавказ?

- Хож-Бауди, деловая встреча в рамках конференции с участием Совета Европы, Департамента МИД РФ, руководителей органов по делам молодежи республик СКФО произошла не рядом с Кремлем, а в Грозном. Кому принадлежит идея и каковы главные мотивы места проведения статусного диалога в столице Чечни сейчас? 

- Инициатива проведения конференции по такой тематике принадлежит Совету Европы, в частности Директору департамента политических вопросов Совета Европы А.Б. Гессель. Данное мероприятие было предусмотрено в Программе сотрудничества России и Совета Европы в вопросе пост-конфликтных ситуаций на 2013г.

Нас, естественно, это предложение заинтересовало, так как тема конференции в настоящее время весьма актуальна. Кроме того, нам было очень интересно провести такого масштаба и уровня мероприятие в Грозном. Главным мотивом проведения конференции в нашей столице, для нас по крайне мере, было то, что участники мероприятия от Совета Европы были в Чеченской Республике до этого по другим причинам и приезжали к нам с другими целями. Тогда на повестке стояли вопросы защиты прав и свобод человека. Сегодня же мы обсуждали общие для всей Европы вопросы молодежной политики, интеграции молодежи в европейское культурное и политическое пространство, мультикультурализм.

- Что учитывалось Вами при подготовке?

- Готовясь к этой конференции, мы понимали, что это наша первая конференция такого уровня, и нас ждет либо полный провал, либо оглушительный успех. Мы постарались учесть все нюансы, чтобы провести мероприятие на высшем уровне. Не мне судить, но, по словам гостей, у нас все получилось.

- Какие молодежные проблемы Вы хотели осветить на таком высоком уровне?

- В первую очередь, мы хотели обсудить вопросы, связанные с интеграционными процессами молодежи Северного Кавказа, поскольку тема, вынесенная на обсуждение, является сегодня актуальной, как никогда ранее. Работа в рамках проведенной конференции, как мы предполагали, позволит нам выработать механизмы дальнейшей гармоничной интеграции молодежи Северного Кавказа в общероссийское и европейское культурное и правовое пространство, обеспечит участие молодого поколения нашей республики в социальных практиках и полномасштабную вовлеченность в жизнь современного общества, поспособствует продолжению межнационального, межкультурного и межконфессионального диалога в субъектах Северо-Кавказского федерального округа. Молодежь нашего региона должна, и я надеюсь, что будет, находиться в авангарде интеграционного общения.

- На повестку поставлены проблемные для региона вопросы. Как Вы думаете, приглашенные Ваши коллеги из республик СКФО пересмотрят содержание проводимой ими молодежной политики после конференции?

Не могу судить, насколько наши коллеги из других регионов СКФО пересмотрят содержание проводимой ими молодежной политики, но уверен, что какие-то полезные для себя, своих регионов выводы они сделали наверняка. Понимаете, молодежь Северного Кавказа сегодня, как никогда, сплочена и едина. Мы видим на окружных мероприятиях, как ребята из совершенно разных регионов работают вместе, перенимают опыт и делятся своими идеями, разрабатывают совместные проекты. Между молодыми жителями Северного Кавказа существуют крепкие добрососедские отношения, несмотря на национальную или конфессиональную принадлежность.

Недаром Северный Кавказ известен гостеприимством, куначеством, исторически сложившимся мультикультурализмом. Молодежь это видит и гордится этим.


 В плену у экономики – культура и языки

- Полпред Президента РФ в СКФО и руководители республик Северного Кавказа в дорожной карте ставку делают на иностранных инвесторов, и на массовое привлечение иностранных туристов. При таком сценарии будущего угроза «плавильного котла культур» в молодежной среде вероятна. Если молодые специалисты захотят быть успешными, не выезжая из родных республик, они должны говорить на 1-2 иностранных языках, чтобы получить работу в компании инвестора, поскольку последние изучением кавказских языков никто себя не станет обременять.

Как бы Вы прокомментировали перспективы развития культурного сегмента молодежной среды в контексте обозначенной экономической стратегии на Северном Кавказе? 

- Прежде всего, нужно отметить, что Россия – многонациональная страна. И на Северном Кавказе, в частности, как нигде развит мультикультурализм. Наши культуры много веков существуют бок о бок, каждая республика отличается своим фундаментом обычаев, традиций, культурных особенностей. Мы уважаем и ценим свою культуру и культуры своих соседей и стремимся привить это уважение подрастающему поколению.

Единичные инциденты, которые СМИ пытаются из бытовых раздуть до уровня межнациональных и межконфессиональных, не должны становиться индикатором межэтнических отношений в такой мультикультурной стране, как Россия. Знание нескольких иностранных языков и знакомство с другими культурами не несет в себе опасности потери культурно-этнической самоидентификации. Угроза, как вы выразились, «плавильного котла культур» возникает в среде, где традиционные ценности и культурные связи внутри этноса крайне ослаблены, а общество впадает в культурный нигилизм и декадентство, что для Северного Кавказа крайне несвойственно.

- Хотят ли интегрироваться российское и европейское сообщества в культурный мир Северного Кавказа?

- Сложный и актуальный вопрос. В первую очередь необходимо правильно понимать слово «интеграция».

В европейской культуре, в частности, в их образе жизни, есть много несвойственных традиционному кавказскому менталитету особенностей. Под интеграцией мы понимаем взаимопроникновение культур, в котором каждая из них передает и перенимает то, что укладывается в ценностные рамки народа-носителя данной культуры.

В силу особенностей менталитета, некоторые аспекты европейской действительности для нас категорически неприемлемы и вызывают у нас возмущение. Мы понимаем, что, возможно, такое же отношение будет у них и к некоторым нашим характерным особенностям. Не понимая и не принимая отдельные аспекты европейского образа жизни, мы, вместе с тем, разделяем с ними общечеловеческие ценности, такие как права и свободы личности, и т.д. Такого же отношения молодежь Северного Кавказа ждет и к себе.

- Касательно молодежи Северного Кавказа, ситуация ближе к конфликтной, а не постконфликтной. Причины в первую очередь – экономические: безработица, вынужденная миграция, отсутствие социально-правовой защиты при этом. Что делается в Чеченской республике для реализации указанных прав?

- Как вы правильно отметили, отсутствие внятной федеральной молодежной политики, а также отсутствие федеральной программы, отсутствие отдельной отрасли ГМП, в конце концов, отрицательно сказываются на реализации молодежной политики.

Регионы вынуждены самостоятельно разрабатывать региональные законы о молодежной политике, региональные целевые программы и все это при отсутствии федерального фундамента. Естественно, выделение на федеральном уровне отдельной отрасли по молодежной политике помогло бы систематизировать и структурировать нашу работу.

Но, несмотря на все сложности, с уверенностью можно заявить, что в Чеченской Республике созданы все условия для успешной социализации и самореализации молодежи. По всем основным направлениям ГМП ведется комплексная работа. В республике реализуются программы по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность, развитию добровольчества, поддержке творческой и талантливой молодежи, пропаганде здорового образа жизни, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи. Все это делается при всемерной поддержке Главы республики и его чутком внимании. В республике зарегистрировано огромное количество молодежных общественных объединений, со многими мы находимся в тесном сотрудничестве. Именно через подобные институты молодежь заявляет о своих интересах, отстаивает свои права и свободы.


…мы себя вне религии не представляем

- «Роль религиозного образования в интеграции молодежи» - секционный доклад на повестке светской международной конференции.

Как Вам удалось склонить высокопоставленных партнеров к рассмотрению религиозной темы в рамках конференции?

- Во-первых, нужно учесть, что «светская» конференция проходила в СКФО и, в частности, в Грозном, где религиозное образование стало решающим стабилизирующим фактором в тот период, когда различные деструктивные силы навязывали экстремистскую идеологию нашим народам. Возврат молодежи к практически утерянным традиционным для нашего народа ценностям, обычаям и традициям стал возможен во многом благодаря усилению работы в направлении духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения.

Духовенство в этот период было призвано выполнить колоссальной сложности миссию по спасению молодежи от навязываемых нам чуждых ценностей, от экстремизма и терроризма. Самое главное, от искажения ислама, так как население Чеченской Республики всегда было очень религиозным и подобные действия могли привести к крайне негативным результатам, если бы народ поддался этой провокации. Поэтому, мы очень хотели видеть данную тему в числе основных на нашей конференции. Религиозное образование всегда было, есть и будет неотъемлемой частью жизни народов Кавказа, это фундамент нашей духовности, мы себя вне религии не представляем.

- В чем Вы видите роль религиозного образования?

- Сон разума рождает чудовищ. А религиозное невежество ведет прямой дорогой к экстремизму. Будь то невежество в Исламе или в другой мировой религии. Теми, кто не знаком с основами своей религии, но в душе к религии тянется, легко манипулировать, навязать свой образ мыслей, а после уже толкнуть и на преступление. Именно с этим и призвано бороться религиозное образование. И наши европейские коллеги это прекрасно осознают.

В целом мы очень довольны проведенным мероприятием. Тем, как оно прошло. Тем, что смогли высказать нашу точку зрения и свои предложения на столь высоком форуме.

Социальные комментарии Cackle