• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Школьная часовня и внешкольный хиджаб. Прогулки по новому закону «Об образовании»

Время чтения: 8 мин
4254

1 сентября 2013 г. с началом нового академического учебного года вступил в силу Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». По оценке первого заместителя председателя Комитета по образованию Госдумы Олега Смолина (фракция КПРФ) «о содержании будущей образовательной политики Закон представления не даёт». Исламскому сообществу РФ с этой оценкой придется сталкиваться и далее в сфере образования.

По какому закону так незаконно?

Статья 2 вступившего в силу нового ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гласит: «Принципы государственной политики в области образования: Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования. Физические и юридические лица, нарушившие законодательство Российской Федерации в области образования, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

В этой же статье намек на характер учебных заведений, в пункте 4: светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Неясность принципов государственной политики в статье 2 дополняется явным отсутствием границы концепта светскости. Юридический смысл статьи 2 противоречит пункту 4, правоприменительная практика данной статьи породит конфликт политических и религиозных интересов, а не снимет существующие вопросы. Глава субъекта РФ, равно и глава муниципального района Москвы при желании светскую школу может дополнить часовней, а носящих хиджаб - лишить права на образование в светском вузе и школе, ссылаясь на пункт 4 статьи 2 ФЗ Об образовании в РФ.

Итог принятия нового закона: Ислам в минусе

30 августа на пресс-конференции, посвященной новому закону «Об образовании», сообщалось, что Госдума в осеннюю сессию рассмотрит новые поправки в ФЗ «Об образовании в РФ», вступающего в силу 1 сентября 2013 года.

«Закон был принят после двадцатилетнего периода поиска оптимальных путей модернизации образования. Экономика страны нуждалась в новом законе», - констатировал председатель комиссии Госдумы по вопросам депутатской этики Александр Дегтярев.

В новом адекватном Законе «Об образовании», регулирующем сферу образования, нуждается не только экономика. Закон не учитывает религиозных потребностей в этно-мусульманской среде: 20 миллионов мусульман России - цифра, требующая консолидированного внимания власти, закона и Минобразования, если не хотим дополнительных социальных и конфессиональных проблем в обществе. Начало учебного года показало, что введение школьного дресс-кода без учета религиозных потребностей мусульманского социума создает проблемы. В московских школах вопрос с хиджабом не так актуален, как в регионах, поскольку в большинстве школ есть негласное строгое правило: при приеме в школу детей мусульманских этносов ведет беседу с родителями, сразу предупреждают, что носить хиджаб в школе не разрешается, родителям приходится соглашаться за неимением ни выбора, ни выхода. Проблема с нехаляльным питанием в школах. Те, кто могут, на выходные возят детей в воскресные школы при мечетях. Но позволить себе такое могут немногие из-за отдаленности мечети.

В Кабардино-Балкарии новый учебный год начался с жалобы родителей в ДУМ КБР: с введением школьной формы в школах республики девочкам из соблюдающих семей запретили носить хиджаб в школе. ДУМ республики по этому поводу направило письмо Главе КБР А. Канокову. Но вряд ли республиканское министерство образования утвердило запрет мусульманского платка в школах КБР без ведома и согласия первого лица республики. Среди Кавказских республик только в Чечне нет проблем с хиджабом в школе.

Ситуация не простая. Верховный Суд Российской Федерации отказным определением оставил в силе постановление № 422-п губернатора Ставропольского края, что является ковровой дорожкой для высокопоставленных госчиновников РФ к копированию жесткой по отношению к последователям ислама в школе позиции ставропольского губернатора. Верховный Суд выполнил целевую политическую функцию, а не правовую. Однако регулятором конфессиональной политики исполнительная власть в России не может выступать, но урезать права соблюдающих мусульман ей удается в рамках закона.

Модернизируется ли политическое сознание законодателей в Госдуме, чтобы такое в российском обществе не наблюдалось - вопрос.

Реальность

Муниципальная средняя школа №525 расположена в «татарском» квартале, на улице Бахрушина, дом 28 в районе «Замоскворечье» Центрального административного округа Москвы. Улица с «татарскими корнями» названа в честь представителя династии московских купцов-благотворителей Бахрушиных, основатель фамилии - выходец из касимовских татар. В ареале «татарского» квартала в центре Москвы пересекаются Большая Татарская, Татарская улицы, два переулка – Большой и Малый Татарский, Толмачевские переулки. В Малом Татарском переулке – Дом Асадуллаева, в нем книжная лавка татарской литературы.

Душа татарского ареала Москвы - исламская ценность и достопримечательность – очерченный тесным маленьким двориком оранжево-кораллового цвета Историческая мечеть г. Москвы, скрепляющая ислам и историю татарской общины вблизи Кремля. Об истории татар в Москве написана много. В начале 2000-х из мечети доносились редкой красоты протяжные звуки азана, в округе его слушали с замиранием, голос муэдзина создавал исламскую ауру вокруг мечети. Того азана теперь нет. Как нет официально «татарского квартала» с татарским духом и материальностью, национальным кластером, халяльными кафешками и пекарней, и вряд ли такое реально в Москве, вблизи Кремля. Но это уже другая тема.

История реальной часовни под окнами школы

На месте общеобразовательной школы №525 на ул. Бахрушина в XVII веке стояла церковь Рождества Предтечи, примерно в 1625 г. церковь сменил каменной храм. Позднее название – Святотроицкая церковь в Лужниках (ныне улица Бахрушина). После разрушения государственности царской России в 1922 г. из православного культового сооружения изъяли большое количество золота и серебра, затем, в 1932 г. храм закрыли, в 1933г. коммунисты его снесли по идеологическим мотивам. По указанию советской власти на месте разрушенного религиозного пристанища 1 сентября 1936 г. открылась новая школа. Спустя 67 лет судьба разрушенной Святотроицкой церкви задела директора этой школы.

Власть может всё

О том, что на месте школы когда-то стоял храм, узнал директор этой школы Вячеслав Сысоев (в прошлом кадровый военный, афганец), который параллельно занимал и пост председателя Муниципального Собрания района Замоскворечье. Властные полномочия руководителя светской школы без особого труда свели желание с целью, деревянная православная часовня под окнами светской муниципальной школы в память о храме XVII века была установлена и освящена в декабре 2003 г.

Появление религиозного артефакта во дворе школы вызвало бурю во властных кругах районного уровня (и чуть повыше). Депутаты и чиновники не привыкли видеть светскую школу с часовней, но сноса новодела на территории муниципального образовательного учреждения никто из них не требовал.

Автор идеи и инициатор возрождения православия в рамках школы к протестной реакции готовился по правилам; директор Сысоев выслушивал всех молча, а изготовленная из ценной породы дерева часовня, увенчанная крестом, оставлена в покое и красуется на фоне школы. В дни православных праздников на часовне-памятнике появляются цветы. Проводят ли в самой 525-й школе мероприятия, связанные с православием, я не интересовалась. Факт говорит о другом, директор светской школы миссию православного учителя выполнил.

Табличка гласит:

«Часовня на месте храма Живоначальной Троицы в Больших Лужниках. Храм был построен в XVΙΙ веке, уничтожен в 30-е гг. XX века. Часовня сооружена в декабре 2003 года по инициативе управы района Замоскворечье, муниципалитета "Замоскворечье", коллектива средней школы № 525 и регионального общественно-патриотического поискового объединения "Столица"».

Православие власти не мешает -

ни районной, ни Правительству Москвы, ни Правительству РФ и Кремлю, ни Госдуме и Совету Федерации, ни прокуратуре Москвы и района. Ни даже Верховному Суду - все перечисленные ведомства расположены в одном административном округе с часовней – в Центральном. Через дом от «школы с часовней» (название народное) в отреставрированном особняке располагался предвыборный штаб мэра Москвы Сергея Собянина. Часовня во дворе светской школы мэру Собянину не помешала на выборах. Установке часовни на территории школы не мешал и Юрий Лужков в бытность мэром. Прохожие с улицы кто удивленно рассматривает современную часовню на фоне школы (ажурный забор не мешает), кто равнодушно проходит мимо.

От часовни к хиджабу

Хиджаб в России в связи с новым законом «Об образовании» с интересом начинают склонять в медийном пространстве со словом «запрет». Закон сей – продукт Госдумы, а там градус отношения к мусульманскому платку близок к нулю. Как показывает практика, ни одна из политических партий, представленных в Госдуме, интересы мусульманского сообщества лоббировать не намерена. Этого же принципа придерживаются и депутаты, избранные в исламских регионах. Вопросы строительства исламских культурных центров в Москве, запреты районными судами без надлежащего заключения богословов переводов смыслов священного Корана, хиджабная проблема - сферы исламского социума, законодательно не отрегулированы. Ситуация неправильная, в религиозном сообществе парламент должен видеть позитивные ресурсы, морально-нравственный исток.

Читаем: «Депутаты Государственной Думы призывают органы государственной власти, органы местного самоуправления, политические партии, иные общественные объединения, религиозные организации, средства массовой информации в своей деятельности уделять особое внимание дальнейшему развитию институтов гражданского общества в нашей стране, модернизации политической системы Российской Федерации с опорой на сохранение традиций христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России».

Под данный «долгоиграющий» призыв-долголетник можно поставить любой год и список депутатов действующего созыва ГД РФ. Между тем, социальная физика формирует умонастроение в российском обществе, согласие мусульманского социума на инклюзив целесообразнее анализировать, а не игнорировать.

Часовня при школе в центре Москвы примирила вертикали светской власти и светского образования с православной религией. Помимо православия в генах России есть пресветлая исламская религия и мусульмане.

 

Социальные комментарии Cackle