• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

С любовью из Австралии

Время чтения: 6 мин
4082

Конец 80-х – начало 90-х годов были своеобразным временем. Исчезли запреты на исповедование религии, выражение национальной самоидентификации. Появилась свобода выбора и действия, но не было ни опыта, ни знания, куда идти. Ирек Гарипов - в прошлом один из руководителей оргкомитета первого объединительного Съезда татарской молодежи,  председатель молодежного объединения «Азатлык», поделился с корреспондентом «Islam today» своими воспоминаниями и размышлениями.

- Ирек-эфенде,  расскажите о своем знакомстве с Валиуллой хазратом Якуповым.

- С Валиуллой Якуповым я познакомился в 1986 году на курсах арабского языка в казанском Доме ученых.  Затем я возглавил молодежный отдел Общества Марджани, а в 1989 году имам мечети Марджани Габдельхабир хазрат Яруллин поручил мне и моим товарищам встречать и сопровождать зарубежных гостей-мусульман: времена казанского феномена молодежных преступных группировок еще не прошли. Тогда, еще до возникновения Татарского общественного центра (ТОЦ), сформировалась неформальная группа искренних активных молодых людей, обеспокоенных судьбой татарского языка, культуры, религии – Валиулла Якупов, Рим Гильфанов и другие ребята.  Мы ездили в Булгары, организовывали празднования маулида, встречи студентов Казани с имамами. Так Валиулла пригласил Габдельхабира хазрата в Казанский химико-технологический институт. Это было первое подобное  мероприятие такого масштаба.

Валиулла Якупов был одним из создателей союза татарской молодежи «Азатлык».

Его эрудиция, разносторонние знания, а главное - искренний интерес к вопросам веры стали причинами того, что Валиулла стал ответственным за «Иман» - мусульманское направление нашего объединения. В дальнейшем «Иман» стал самостоятельным религиозно-просветительским проектом.

Наше объединение «Азатлык» было организатором 1-го и 2-го Международных съездов татарской молодежи. Мы тесно сотрудничали с Валиуллой в рамках подготовки этих мероприятий. В 1992 году я уехал в Австралию, и наши пути разошлись.


- Какое впечатление на Вас произвело известие о гибели Валиуллы харата?

-  Гибель Валиуллы сильно поразила меня. Татары, мусульмане оказались вовлечены в какие-то непонятные игры. С помощью насилия ничего решить нельзя.  Кровопролитие само по себе скверное дело, оно не в состоянии ничего изменить. Этим ничего не достигнешь. Наш Пророк Мухаммед (мир ему) говорил, что грех убийства одного невинного человека для Аллаха равноценен убийству всех людей.

- Как сложилась Ваша дальнейшая жизнь?

- Почти 22 года я живу в столице Южной Австралии городе Аделаиде. Старшие из трех дочерей, закончив  исламский колледж, учатся в Университете Южной Австралии: Идельбикэ на журналиста, Соембикэ получает педагогическое образование. Младшая Хафиза еще учится в колледже.

В детстве бабушка научила меня читать намаз. Я прошу Аллаха, чтобы Он сохранил мне мою Веру. Без совершения намаза невозможно быть мусульманином.

Когда я приехал в Австралию, моей главной проблемой было незнание английского языка. Поэтому имея высшее ветеринарное образование, не смог устроиться работать по специальности. Помогла моральная поддержка родственников со стороны жены. Год работал на птицефабрике, производящей халяльное куриное мясо. Затем окончил кондитерские курсы, работал на кондитерской фабрике. Сейчас я  переводчик с тюркских языков – турецкого, узбекского, уйгурского, татарского и русского языков в Центре социального обеспечения Южной Австралии.  Веду бесплатные языковые курсы.


- Ведете ли Вы общественную деятельность, проживая за границей?

-  Конечно. Я являюсь руководителем Ассоциации тюркских народов «Туран». В свободное время занимаюсь делами этого общества. Татары в Австралии живут около ста лет. В Аделаиде, в центральной части города, я провел множество музейные выставок,  из них 3 крупные, общей продолжительностью 18 месяцев, посвященные истории, культуре татар-мусульман,  тысячелетию Казани, а также выдающемуся тюркскому филологу, ученому-энциклопедисту Махмуду Кашгари, составившему в 11 веке в Багдаде исследование о  тюрках и их наречиях.

- Как мусульмане живут в Австралии?

- Ислам появился в Австралии достаточно давно. В 16 веке в тропическую Северную Австралию прибыли мусульмане из Индонезии. Смешавшись с аборигенами, они организовали свою общину. Затем, когда Австралия стала британской колонией, в городе Аделаиде афганскими караванщиками была построена первая каменная мечеть. Она сохранилась  с 1882-го года до наших дней. Всего в нашем городе на 30 тысяч мусульман приходится 10 мечетей. Татары обычно молятся вместе с суннитами - ханафитами: уйгурами, афганцами, узбеками, турками. Богатый мусульманин из Палестины построил большую мечеть «Аль-Халиль». Рядом с ней расположены медресе, место для обмывания тел усопших, мусульманское кладбище. Во время мусульманских праздников  мы, как правило, собираемся в этой мечети.


- Как решаются вопросы с питанием халяль?

- У нас много магазинов, продающих халяльные продукты. Многие австралийские производители выпускают такую продукцию в промышленном масштабе. Соответствующие исламские организации следят за соблюдением выполнения норм шариата и ставят свой знак «Халяль» на эти товары. Их можно приобрести в супермаркетах всех крупных городов Австралии:  Мельбурне, Сиднее и столице - Канберре. Есть также небольшие частные магазины мусульман – афганцев, турок, арабов, индийцев. Много кафе, ресторанов. Мясо стараемся покупать в таких магазинах.

Желающие совершить хадж, собираются вместе в группы и через организацию «Islamic association» получают соответствующие разрешения. Многие мои друзья, родственники таким образом ездили в Мекку и Медину. Конечно же, группу женщин должен сопровождать мужчина.

- Существует ли в Австралии запреты на ношение хиджабов мусульманками?

- Пять лет назад в стране разразился скандал: молодые арабы пытались протестовать против излишне откровенных пляжных костюмов австралиек, но общественность сочла это покушением на демократические свободы.   С другой стороны, если на никабы жен и дочерей приезжих арабов австралийцы несколько косятся, то к хиджабам относятся в целом терпимо. В каждом штате Австралии существует по нескольку исламских колледжей, лицеев. Здесь свой дресс-код и нормы поведения. Преподаватели и учащиеся любой национальности и вероисповедания обязаны носить хиджабы и длинные закрывающие одежды. Запрещено курить и сквернословить. Моя средняя дочь хочет после университета вернуться сюда учительницей.

- Не скучаете ли Вы по родине?

- За более чем два десятка лет я привык к Австралии. Стало доступным общение с Казанью по Интернету – скайпу, социальным сетям. Появилась возможность видеть и разговаривать с мамой, родственниками, друзьями из Татарстана не только во время приездов. Это немного смягчает чувство ностальгии. Живя в Австралии, я продолжаю любить свою Родину – землю моих предков, свой язык, свой народ.

Социальные комментарии Cackle