• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Менеджеры мечети или служители культа – кто нужнее?

Время чтения: 3 мин
3110

В начале 90-х годов  один из казанских имамов ввел в словарный оборот татарстанской общины термин «цементный» имам, подразумевая под этим то, что имамы сами занимались (и до сих пор занимаются) постройкой и благоустройством мечетей.

На этапе начала возвращения российской уммы к своим истокам многим верующим казалось, что после строительства мечети имамы смогут целиком посвятить себя богослужению и образованию народа. Но не тут-то было. Современных служителей культа, помимо всем знакомой обрядово-ритуальной, образовательной и просветительской деятельности, поджидала еще и деятельность, связанная с: материально-хозяйственным обеспечением, сдачей бухгалтерской отчетности, руководством коллективом сотрудников религиозной организации (фактически – менеджментом), поиском финансирования, распределением пожертвований среди неимущих и нуждающихся, походом на собрания в школы и военные части, места лишения свободы и трудовые коллективы предприятий – и еще много чего. Понятно, что для эффективной организации такой разноплановой деятельности требуются соответствующие квалификации, и одних религиозных знаний здесь недостаточно. Современный имам продолжает объединять в себе психолога, преподавателя и священнослужителя, но сейчас он стал еще и юристом, экономистом, организатором, строителем-отделочником, электриком и газовиком. И это не полный перечень профессий, которыми приходится владеть имаму. Чтобы не быть таким универсальным и вездесущим, что, к слову, далеко не всем под силу, можно решить вопрос другим способом – путем эффективной организации прихода и направлением его на выполнение вышеуказанных задач.

Неспроста с начала учебного года первым практическим занятием первокурсников экономического направления РИИ стало посещение Закабанной мечети. Студенты-экономисты посетили ее для изучения работы мусульманской общины, немалую часть которой, как было отмечено, составляют экономические и организационные вопросы. Они ознакомились с историей мечети и прихода, с ее благотворительной и просветительской деятельностью, пообщались с имамами и активистами Закабанной мечети, своими глазами увидели как организована работа прихода, как разделены обязанности, какие общественно-значимые проекты осуществляется. По окончании встречи студентов угостили обедом в здании медресе, во время которого был устроен показ видео роликов о деятельности Закабанной мечети.


 «Побывав в мечети, я понял, что люди которые там работают не только читают намаз, но и занимаются общественными делами. Нам показали фото и видеозаписи проектов данной мечети. Например, как в летнее время они проводили детский лагерь или о том, как проводили экскурсии для сирот в аэропорт и т.д. Если бы каждая мечеть занималось хотя бы половиной того, чем занимается Закабанная мечеть, то людей, которым нужно помогать осталось бы совсем немного», -  поделился студент первого курса, Рамиль Шарипов.

Еще один студент первого курса, Шамиль Сукров, выразил свои впечатления от экскурсии следующими словами: «Мне понравилась мечеть, рассказы имам-хатыйба были интересны и побуждали к активным действиям в помощи умме. Было приятно то, что для нас устроили обед. Также нам показали видеозаписи с мероприятиями, проведенными активистами Закабанной мечети. Они произвели огромное впечатление. Я извлек много полезного из этого похода».

Исламская экономика и управление – это еще совсем молодое направление, как и само явление исламской экономики в новых условиях, но уже многим становятся ясны его широкие перспективы и востребованность. Понятно, что только поверхностное рассмотрение может привести к ошибочному выводу, что сбор и распределение пожертвований, организация хаджа, перевод предприятий на производство продукции стандарта халяль, перевод банков и страховых компаний на исламские принципы функционирования может осуществляться принявшими Ислам выпускниками обычных ВУЗов. Но в действительности, для активного участия во главе этих серьезных проектов необходим междисциплинарный подход, объединение знаний о традиционной и исламской экономике, а сам процесс перехода к исламской экономике обязательно займет какое-то время, потребует изменения экономического сознания, мышления и поведения. А это, прежде всего, требует целенаправленной подготовки соответствующих кадров, чем и занимается кафедра экономики и управления Российского исламского института.

 

 

Социальные комментарии Cackle