• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Арабское кино на IX КМФМК

Время чтения: 3 мин
2964

Ближний Восток, известный традиционным укладом жизни,в рамках «арабской весны» претерпевает серьезные изменения и является площадкой для активного распространения западных ценностей и реалий. Общественно-политические процессы, происходящие в арабских странах, представляют собой новый источник размышлений и творческое пространство для ближневосточной киноиндустрии. Что же привезли для казанского зрителя арабские кинематографисты в рамках IX КМФМК?

В этом году на фестивале мусульманского кино был представлен короткометражный фильм «Сафи. Чистый сигнал» режиссера Ахмеда Зейна из Объединенных Арабских Эмиратов. Фильм показывает воспоминания главных героев о детстве, когда старые антенны были причиной больших трудностей при просмотре какого-либо телевизионного телеканала. О том, как появление спутниковых тарелок в стране решило проблему плохого качества телевещания, так и модернизация по западным образцам за небольшой промежуток времени сильно изменила облик Эмиратов. В этой картине взаимодействие арабских традиционных реалий с достижениями запада воплощает в себе девиз диалога культур казанского кинофестиваля.

«Я уже третий год принимаю участие на вашем фестивале и всегда очень рад приезжать в Казань. Я считаю себя сыном этого фестиваля, а Казань второй родиной после Эмиратов», - сказал Ахмед Зейн на пресс-конференции о казанском фестивале. Арабский режиссер короткометражных фильмов обещал представить свой первый полнометражный фильм на фестивале в следующем году.

«Что касается кинематографа Арабских эмиратов, то он очень молодой, нам всего 20 лет, и существует за счет финансовой поддержки государства», - говорит Ахмед Зейн. «В Эмиратах мы снимаем фильмы о людях и их жизни, не трогая политику и религию. Естественно, ислам, как наиважнейший элемент арабского общества, присутствует в киноиндустрии, но не более. В моих фильмах девиз диалога культур казанского кинофорума реализуется через толерантность, дружбу и добрососедство между людьми», - рассказал корреспонденту Islam-today Ахмед Зейн.

Казанской аудитории был также представлен документальный фильм  на общественно-экономическую тематику испанско-катарского производства «Путь золотого динара». Картина изображает борьба мусульман за экономическую свободу путем создания альтернативы западному капитализму, основанную на исламских принципах применения золотых и серебряных монет. Активисты движения «Динар» уверены, что инфляция – источник обогащения банковской элиты, зачем тогда использовать их деньги, которые делают людей все беднее и беднее?

Явление арабской эмиграции в западные страны раскрывает другой короткометражный игровой фильм «Прощай, заграница» мароккано-швейцарского производства режиссера Ламия Алами. Эта картина о 30-летней Фатиме, живущей в бедном марокканском районе в условиях безденежья и нищеты, которая с нетерпением ждет момента, когда она получит иммиграционные документы и поедет к мужу, который уехал год назад во Францию на работу.

О соединении ценностей и традиций Запада и Востока в мироощущении отдельного человека рассказывает фильм «Меж двух миров» (Великобритания, Марокко, Швеция) режиссера Овидио Салазар. Главный герой киноленты Мухаммад Кнут Бернстром, сочетая в себе европейскую прагматичность и восточную душу, переводит священный Коран для молодого поколения мусульманских эмигрантов в Швеции.

Традиционно, в сравнении с остальной частью арабского мира, кинематограф стран Персидского залива заметно отстает. Однако экономическая стабилизация нефтяных монархий в течение последних десятилетий способствует формированию и развитию местной киноиндустрии.

Богатая киноиндустрия Египта, Сирии и Туниса переживает фазу упадка в связи с продолжительным политическим кризисом, происходящим в этих странах. В этом году в программе казанского кинофестиваля был представлен лишь один египетский фильм («Новый день. Новая надежда») из числа стран «арабской весны».  В конфликтных странах чаще всего снимаются кадры об острых общественно-политических проблемах, революциях, военных конфликтах и их влиянии на жизнь населения. Новый жанр кинолент из «горячих точек» напоминает репортажи.

Социальные комментарии Cackle