• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Александр Долгов: «Миссия татар в исламском мире России велика»

Время чтения: 6 мин
4734

Татары – самый крупный в России народ «этнических мусульман».  На протяжении столетий именно по тому, как поклоняются Всевышнему Аллаху татары, судили о мусульманах в России. И сегодня сохранять мир и стабильность в России, развивать традиционный ислам остается основной задачей нашего народа, считает Александр Долгов – главный редактор Интернет-портала  www.tatartime.com, аналитический обозреватель сайта www.info-islam.ru.  Об этом, а таже о идеях, целях и задачах этих электронных изданий он поделился с корреспондентом «Islam-today» .

Татарское время 

     Сайт «Татар заманы» (www.tatartime.com) начал свою работу в апреле 2011 года и с самого начала был посвящен татаро-мусульманской жизни. В последнее время имела место тенденция некого искусственного разделения татар и мусульманской уммы. Если до революции 1917 года понятия «татарин» и «мусульманин» были тождественны, то с начала 1990-х годов в Татарстане появилась новая «волна» молодых мусульман, не ощущающих себя связанными с традициями предыдущих поколений, с колоссальным духовным и культурным наследием своего народа, татарскими богословами, родным языком. Задача сайта заключается в том, чтобы придать новый современный смысл словам «татары-мусульмане».  Кроме того, мы рассказываем о татарском мусульманском мире.  Татарский мир состоит из частей - мест, где живут татары, существуют татарские общины, построены татарские мечети. Это не только Татарстан, Башкортостан, Россия. Это весь мир: от Финляндии до Японии, от Австралии до Соединенных штатов Америки.

Татары всегда были государствообразующим народом. Однако они, по воле Аллаха, по объективным причинам остались без своего государства. На протяжении почти пяти веков татары смогли дружно и мирно жить в России, сохранить свою идентичность и свою религию. При этом представители нашего народа сумели органически войти в политическую, культурную, военную элиту России, составили основу Российского государства. Мусульмане тюрки-татары и православные славяне-русские стали близкими, братскими народами и построили Россию. Это - ценность, доставшаяся нам нелегко, которую мы должны сегодня беречь, охранять от различных провокаций, уберегать в периоды духовных и моральных кризисов общества. На татар-мусульман Всевышним возложена задача - духовно сохранить Россию. В нашей стране живут разные народы, каждый из которых создает свой мир – «иль» по-татарски. Сайт www.tatartime.com освещает жизнь татар в России - в Татар иле.

Такого благоприятного времени для татар никогда не было

      Если взять исторический период в несколько последних веков, то можно заметить, что сейчас для татар были созданы такие благоприятные условия, каких не было ни при Советской власти, ни в царское время, когда преследовались или подвергалась давлению религия, татарская культура, родной язык. Сегодня у русских и татар одинаковые права. Поэтому мы должны использовать эти возможности для благих дел. Небольшая часть татарского народа не понимала, что обустройство татарского мира в конечном итоге зависит от активности самих татар, в меньшей степени от данных со стороны привилегий - суверенитета и конституции. Народ – это живой организм, живущий в своем мире, требующий самостоятельного развития. Для нас также представляет интерес система татарского самоуправления – махаллей (приходов). До революции 1917 года татары жили в благополучно работавшей системе приходов. Сейчас мы хотели бы возродить подобные общины, изучая их опыт и рассказывая о них на примерах конкретных татарских сел, деревень, городов, конкретных мечетей. Именно эти идеи мы стараемся довести до наших читателей.

   Я также пишу аналитические статьи для сайта www.info-islam.ru на темы взаимоотношений религиозных институтов с государством и совместного поиска путей решения существующих проблем, жизни татарского мусульманского мира, татарских махаллей, процессов и тенденций в исламе в России.

  О способах защиты от радикализма в Исламе

   В каждом нормальном обществе молодежь играет большую роль. Она является главной движущей силой всех позитивных, прогрессивных процессов. Так сложилось, что наши молодые люди в течение 70 лет были оторваны от своих исторических корней, от татарского исламского богословского наследия. Только в конце 1980-х – начале 1990-х годов они открыли для себя ислам, стали посещать мечети, участвовать в мусульманских праздниках, мероприятиях, движениях.

      В 90-х годах просвещением мусульманской молодежи стал заниматься центр «Иман», созданный покойным Валиуллой хазратом Якуповым, чьи эрудиция, организаторский талант и горячее желание познакомить широкий круг мусульман с сокровищами татарского духовного наследия заслуживают большого уважения.

     Человек должен опираться на свою национально-историческую основу и религию. Без тесной связи с родным языком и культурой всегда есть риск принять  чуждые радикальные идеи от разного рода зарубежных эмиссаров, нацеленные на нашу молодежь.

Если молодежью занимаемся не мы, то ею будет заниматься кто-то другой. Долгое время в мечетях работа с молодежью не велась. Сейчас председателем Духовного управления мусульман Татарстана стал молодой Камиль хазрат Самигуллин. Его активность, знания в области акыды, фикха, хадисов, умение излагать это в доступной форме перед широкой аудиторией привлекают многих молодых людей.  Они уже не уйдут от пути традиций наших предков, живших дружно и мирно, при этом сохранивших ислам в христианском государстве. Хотелось бы вспомнить еще одну великую личность: покойный Ахмад-Заки хазрат Сафиуллин каждый день читал вагазы, лекции для молодых людей. Если в мечети ведется просветительская и социальная работа, то молодежь сближается и начинает понимать истину, основу традиционного  ислама.

       Молодежный отдел ДУМ РТ возглавляет энергичный и талантливый человек Айнур Ахметшин. Он с коллегами подготовил и уже реализует несколько интересных, в том числе социально-ориентированных, проектов. Молодые мусульмане наконец-то  должны начать осознавать свою ответственность перед обществом и рассматривать общественно-полезные дела как угодные Аллаху, как один из видов поклонения Ему. Есть молодые люди, устранившиеся от мирских дел, совершающие намаз, читающие исламские книги, но не способные адаптироваться в обществе, даже найти себе работу. Однако человек должен думать и об Ахирате, и о Дунье. Опыт социально-полезной деятельности мусульманской молодежи – это, кроме вовлечения в жизнь общества, еще и способ переноса ее активной энергии в созидательное русло.

    Третий важный фактор защиты от радикальных идей – это обучение в медресе, колледжах, вузах. В мусульманских учебных заведениях через книги, учебники, средства массовой информации, в том числе Интернет, должны объяснять суть нашего пути. Миссия татар в российском исламском мире связана с хикматом (мудростью) и заключается в объединении, собирании, миротворчестве через урегулирование споров и конфликтов.  Примером для молодежи должны стать не «проповедники» и «шейхи», которые нас учат порой совершенно противоположному, называя это исламом, а другие - живые или уже ушедшие от нас личности, такие как  Зайнулла Расули, Мухаммад-Закир Чистави, Шихабутдин Марджани, Галимзян Баруди, Ахмад-Заки Сафиуллин, Габдулхак Саматов и их ученики. Во время гонений на религию они сумели отстоять веру, мечети, собирать молодежь, сохранить ислам. Через таких людей мы должны показать, что значит быть мусульманином.

    Большое значение имеет также издательская деятельность и работа в СМИ. Нужны мусульманские глянцевые журналы на русском и татарском языках, хорошие Интернет-сайты, где можно было бы получить достоверную информацию по всем вопросам. 

    Таким образом, приложив усилия, если на то будет воля Аллаха, мы сможем построить систему, нейтрализующую радикальные взгляды среди мусульманской молодежи, позволяющую воплотить в жизнь традиционные для татар принципы исламского гуманизма, служения обществу и своему народу.

Социальные комментарии Cackle