• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

30 августа – День Республики Татарстан

Время чтения: 4 мин
6287

Согласно Закону Республики Татарстан от 19.02.1992г. «О праздничных днях и памятных датах Республики Татарстан» в Республике Татарстан 30 августа – День Республики Татарстан – является нерабочим праздничным днем. В последнее время этот праздник совмещен еще и с днем города и является днем народных гуляний, концертов и праздничного фейерверка. Но главное – не это. А то, что в этой дате отчасти находит отражение многовековая история татарского народа, пережившего разные исторические вехи статуса своей территории – от независимости государства до полной потери самостоятельности, к обретению статуса автономии, суверенитета, и наконец – национальной республики в нынешнем виде–одного из субъектов Российской Федерации.

Многое изменилось за более чем тысячу лет, но неизменным аттрибутом народов, проживающих на данной территории всегда была и остается толерантность и веротерпимость. Гарантии неприкосновенности и свободы, предоставленные здесь приверженцам всех религий, были на протяжении долгого времени своеобразным кредо и неопровержимым историческимфактом. Конечно, в отдельные моменты истории регион видел конфликты и войны, но и тогда они носили больше политический характер, нежели религиозный. Например, после завоевания Волжской Булгарии войсками хана Батыя, местному населению было предоставлено право на религиозное самоопределение и все существующие религии были взяты под государственную защиту.

Даже завоевание Казани Иваном Грозным не было христианско-мусульманской войной, как это пытаются представить некоторые историки, так как в авангарде оккупационных войск Ивана IV шли подразделения татарского хана Шаха Али, пытавшегося таким образом реализовать свои властные амбиции. Впоследствии княжество Московское совершило большую ошибку, начав под влиянием отдельных реакционеров проводить политику насильственной христианизации и преследования мусульман, что вызвало у народа адекватную реакцию сопротивления колониальному режиму и вылилось в неоднократные народные восстания, которые хотя и были подавлены, но заставили Московию задуматься. Но что касается межэтнических и межрелигиозных взаимоотношений татар со своими соседями, то даже такое враждебное отношение и насильственная политика не смогли изменить веротерпимый характер татар-мусульман, так как они руководствовались кораническими аятами: «О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (5:8).

В новейшей истории татарский народ вел борьбу за самоопределение. Когда в России наступали периоды либерализации, они пользовались этим, учреждая свободную прессу, новометодные школы, вплоть до продвижения своих интересов в парламенте страны (вспомним партию «Иттифак аль-Муслимин», учрежденную в 1905 году и сумевшую продвинуть своих представителей в Госдуму первого созыва). После февральской и октябрьской революции 1917 года широко генерировались и обсуждались проекты по переформатированию региона с учетом национальных и религиозных интересов, существовали такие проекты как «Штат Идель-Урал», «Культурно-национальная автономия тюрко-татар Внутренней России и Сибири», «Татаро-Башкирская Советская Социалистическая Республика». Ни одному из этих проектов не суждено было осуществиться, однако они демонстрируют постоянный поиск у татарского народа эффективной территориальной организации и определения своего места среди других народов.

Даже во времена СССР, когда территориальность татар была оформлена в виде автономии ТАССР,  жила идея отдельной союзной республики, чтобы интересы народа были представлены на равных с другими народами страны. И вот 30 августа 1990 года Верховный Совет ТАССР принял Декларацию о государственном суверенитете Республики Татарстан. В нем, в частности, говорилось, что Татарстан строит свои отношения с РСФСР и другими государствами на равноправной основе. Затем в Конституции РТ от 6 ноября 1992 года статус Татарстана был определен следующим образом: «Республика Татарстан является суверенным государством, ассоциированным с Российской Федерацией». В таком статусе Татарстан пребывал вплоть до 2001 года.

В конце концов, в силу изменившейся политической ситуации суверенитет  Республики был отозван, но с другой стороны, татарский народ стал плотнее интегрироваться в общероссийский социально-экономический и политический истеблишмент. Казань признали третьей столицей России, были проведены масштабные мероприятия международного масштаба: «1000-летие Казани» и «Универсиада». В феврале этого года были утверждены слова национального гимна на обоих государственных языках, что совпало с новым этапом развития. День Республики Татарстан стал широко отмечаться и за пределами Республики, что является фактом общероссийского признания этого праздника.

К примеру, 28 августа День Республики Татарстан прошел в Москве. Президент РТ Рустам Минниханов, присутствующий на празднике, свою речь начал на татарском и лишь спустя несколько минут заговорил на русском.

«Дорогие, уважаемые москвичи, дорогие друзья – друзья Татарстана. Сегодня прекрасная возможность встретиться с вами, пообщаться. Я хочу выразить слова благодарности, что в Москве созданы все условия для проведения такого праздника. Мы очень рады, что можем сюда приехать, общаться на своем языке, сходить в мечеть. Наверное, сегодня можно сказать много добрых слов, но самое главное – мы вместе. Мы с желанием приехали сюда и с желанием нас встречают», - заявил Президент Татарстана.

Социальные комментарии Cackle