• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Все началось с "джихад-туров" в Афганистан, а в результате возникла Аль-Каида...

Время чтения: 4 мин
2927

Как возник политический экстремизм? В чем различия между террором и терроризмом? Как происходит радикализация? Какую роль в пропаганде деструктивных идей несут социальные сети? Каковы способы контрпропаганды и специфика противодействия экстремизму в молодежной среде? Это лишь малая часть вопросов, которые предстоит обсудить участникам курсов «Противодействие вербовке в экстремистские организации», организованных Ресурсным центром по развитию исламского и исламоведческого образования при Институте международных отношений, истории и востоковедения К(П)ФУ.

«Этапы становления политического экстремизма современного типа. Трансформация экстремистских сетей в начале XXI века» - так звучала первая лекция в рамках нового курса. О том, как отличить террор от терроризма, каковы причины радикализации и какую роль в этом процессе играют сети, рассказал Владислав Шерстобоев, кандидат социологических наук.

- Само насилие бывает двух типов: политическое и сам экстремизм. Вообще политический экстремизм – это нелегальное политическое мотивированное насильственное действие и их поддержка. Если говорить о терроризме, то его истинная цель – принятие решений в пользу террористов, то есть воздействие на органы власти.

В первую очередь, крайне важно понимать, чем отличается террор от терроризма. Если террор заканчивается на обществе, то терроризм – это публичные насильственные действия или угроза их совершения, применяемые в качестве устрашения в политических целях.

- Для второй половины XIX века характерно опережение терроризма своего времени. В первой половине XX мы наблюдали господство государственного террора, а с середины – иррегулярные массовые армии. Мао Цзедун и Эрнесто Че Гевара были первыми, кто разработал концепцию борьбы, опирающуюся на сельские регионы, находящиеся вдали от властных структур, вне зоны их прямого влияния. В противовес им Хуан Карлос Маргелла говорил о том, что партизанские и любые противостоящие власти отряды первоначально надо формировать в городах.

Говоря о характеристиках современного терроризма, то сюда можно отнести:

1. Международный характер (конец 1960-х гг.).

Здесь речь идет о перемещении из одной страны в другую, создание интернационального состава террористических групп. Впервые в качестве мишеней оказались мирные граждане других государств. Несмотря на гражданскую принадлежность и террористов, и жертв к одной стране, сам насильственный акт совершается за ее пределами. Причем подготовка ведется на территории одного государства, а теракт совершается в другом. Нельзя не сказать о наличии зарубежных баз для подготовки будущих террористов. Также характерно активное организационное содействие террористическим группам за рубежом, их материальная и идеологическая подпитка.

2. Сетевое организационное устройство (так называемые террористические сети).

Для радикальных организаций характерны централизованный аппарат управления, иерархическая структура, профессионализация террористической деятельности, ролевая структура, межорганизационное сотрудничество, тактическое однообразие и консерватизм.

- Маригелла говорил о необходимости внедрения сетевого принципа: против жестокости централизации боевой организации и установления в ней строгой иерархии. Таким образом, боевые группы должны быть автономны и связаны между собой не организационно, а общностью целей, то есть идеологически.

В своей теории социальных сетей Кастельса отмечал, что «сети могут неограниченно расширяться путем включения новых узлов,  если те способны к коммуникации в рамках данной сети, то есть используют аналогичные коммуникационные коды. Сама же социальная структура, имеющая сетевую основу, характеризуется высокой динамичностью и открыта для инноваций, не рискуя при этом потерять свою сбалансированность». То есть речь идет о гибридности террористических организаций.

3. Религиозное идеологическое обеспечение терроризма.

- Все истоки лежат в прошедшей в 1979 году Исламской революции в Иране, которая преследовала идею установления теократического режима. Это привело к актуализации и экстремизации ислама. С этого момента ислам стал политическим ресурсом для борьбы. Далее мы все помним ввод войск в Афганистан. Тут уже речь идет о повышении роли ислама в обществе.

Отдельное место в этом занимает Пешавар – «плавильный котел». У молодежи нет знания и понимания ислама, они следуют традиционным местным формам устройства. Террористы ставили перед собой задачу создать примитивную, упрощенную форму в виде джихадизма. Как результат – пик распространения деятельности «Братьев-мусульман». Параллельно приобретают популярность «джихад-туры» из Саудовской Аравии в Афганистан для детей богатых шейхов. В результате была создана Аль-Каида (запрещена на территории РФ - прим. ред.).

Особую роль в этом сыграла исламизация палестинского конфликта (Ясир Арафат).

Дальше происходит трансформация сетевой организации:

1. Традиционная (1990-ые) – миграция джихадизма, создание транснациональных сетей.
2. Разрастание (конец 90ых-2003 года) – вербовка, создание интернациональных локально ориентированных сетей.
3. Местное возникновение (2003-2012 года) – саморадикализация и джихадизация, что привело к созданию локальных автономных сетей.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle