• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Турция на распутье

Время чтения: 4 мин
5554

Политологи заявляют, что в последние годы Турция стремится вернуться на Ближний Восток и стать главным политическим игроком в регионе. Об этом свидетельствуют усилия, которые Анкара предпринимает за пределами Анатолии. Некоторые специалисты по современным политическим процессам, равно как и историки предполагают даже, что в настоящее время на Ближнем Востоке стали формироваться предпосылки для возникновения политических сил, способных предпринять возрождение новой Османской державы. Известный американский аналитик Джордж Фридман отмечает, что Анкара расширяет свое влияние на Кавказ, Балканы, Среднюю Азию, Средиземноморье и даже Северную Африку, что в перспективе может привести к ее превращению  в доминирующую силу не только на Ближнем Востоке, но даже в Средиземноморье.

Действительно, процесс внутри- и внешне политической  трансформации Турецкой Республики выглядит более успешным по сравнению с развитием пост-коммунистической России. У Турции больше шансов стать продолжением Европы на Восток и восстановить своё региональное географическое превосходство, благо, тому имеется хороший стимул в виде мощного имперского исторического прошлого страны. Турция имеет все шансы воссоздать  отношения, которые были характерны для Османской империи, но в течение XX столетия пришли в упадок. Причиной тому является западное вмешательство в государственное строительство при Кемале Ататюрке, в формирование концепции национальной безопасности, развиваемом после его ухода, и особенно по причине перекосов в турецком национализме.

Если перейти от теории к практике, то «за» упомянутые выше перемены голосует, прежде всего, рост объемов экономики Турции более чем в три раза. Мало кто из обывателей знает, что Турция является семнадцатой в рейтинге крупнейших экономик мира. Это позволяет Анкаре претендовать на статус самой крупной экономически развитой страны на Ближнем Востоке. Как результат, наблюдается укрепление чувства турецкой идентичности, уверенности в своих силах и даже сознательный отказ от стремления вступить в ЕС. Если еще в 2005 году турецкое руководство возлагало большие надежды на достижение успеха в переговорах с Брюсселем о вступлении в Европейский Союз в качестве полноправного члена, то позже турецкий премьер-министр Реджеп Эрдоган признал, что по вопросу вступления Турции в ЕС Брюссель продолжает вводить Турцию в заблуждение. Вице-премьер страны Бюлент Арынч заявил о том, что для граждан Турции перспектива вступления в ЕС потеряла свою былую привлекательность. Б.Арынч привел статистические данные, согласно которым раньше за вступление Евросоюз высказывалось 75% населения, а в настоящее время эта цифра уменьшилась до 20%.

В штаб-квартире ЕС имеются серьезные причины для отказа Турции в членстве в Евросоюзе. Интересно, что эти причины, которые специалисты называют фундаментальными, представляют собой прежде всего коренные культурно-исторические различия между двумя сторонами. Так, Брюссель опасается того, что большинство турецкого населения исповедует ислам. При таком раскладе вступление Турции с ее 76-миллионным населением в ЕС автоматически смещает центр тяжести европейской стабильности, превращая Турцию в одного из политических тяжеловесов Европы. В результате Турция может привнести в Европу новую культурную атмосферу, иной менталитет и образ мыслей. Во-вторых, Брюссель, а точнее – руководство Евросоюза, не обладает достаточной решительностью, волей и мужеством чтобы считать Турцию своим равноправным партнером. Иными словами, Турция, даже при всем ее весе, в ЕС будет на вторых, если не на третьих ролях, что будет ощутимо ранить чувство собственного достоинства турков. О том, что это будет именно так косвенно свидетельствует заявление мэра латвийского города-порта Вентспилса, который заявил, что «Европа строит такой колониализм, когда сильный подчиняет слабого».

Возможно, благодаря этому политическое руководство  Турции приняло окончательное решение о необходимости проводить собственную независимую политику. Активность Анкары на этом поприще стала настолько ощутимой, что привлекла внимание специалистов-политологов.  Новая внешнеполитическая стратегия Турции, коренящаяся в новом понимании национальной и геополитической идентичности, с легкой руки экспертов-туркологов стала называться «новым османизмом». Впервые данный термин был введен в политологический лексикон в 1985 году английским Дэвидом Бэрчардом. Однако реальную путевку в жизнь термин получил спустя десятилетие в 1995 году, после победы исламистской Партии Благоденствия  Неджметтина Эрбакана на парламентских выборах. Именно после прихода к власти этой партии руководство Турции стало  серьезно задумываться о  смене внешнеполитического  курса страны.

Все же не следует преувеличивать фактор новоосманизма в турецкой политике. Сочетание «нового османизма» и набирающего обороты исламизма уже стороны насторожило традиционных партнеров Турции из числа западных государств. С другой стороны злую шутку с турками сыграли события «арабской весны». Если на первых порах ее горячо приветствовали сторонники идеологии «нового исламизма», то позже свержение  режимов в Тунисе, Ливии, Египте и стремление Турции свергнуть режим Башара Асада в Сирии настолько взбаламутили арабский мир, что турецкая дипломатия столкнулась с   неприятием  идеи лидерства Турции в регионе.

В сложившейся ситуации Турция вынуждена постоянно маневрировать между такими факторами, как:

1) ориентированность на Запад в военно-политической сфере;

2) конфессиональная принадлежность к беспокойному исламскому миру; 

3)стремление прийти к геополитическому доминированию в евразийском пространстве (сотрудничество с Россией, Ираном, Индией и Китаем). На всех направлениях Турция проявляет недюжинную активность, наталкивающуюся на серьезные препятствия и испытания, и лишь Всевышний знает с кем и в каком состоянии окажется Турция завтра.

Айдар Хайрутдинов

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle