• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

После восьмидесяти лет безмолвия в Айа-Софии вновь прозвучал азан

Время чтения: 4 мин
6378

 

В рамках проекта одновременного чтения азана в мечети Султанахмеда и Айа-Софии (церковь Святой Софии), с Айя-Софии вновь начали раздаваться звуки азана.

Три человека, исполняющие обязанности муаззинов в новой мечети Эминону, мечетях Лалели и Беязита, в этих исторических местах произносят азан полуденного и предвечернего намаза. Прогуливаясь по площади Султанахмеда, вы услышите звуки азана с мечети Султанахмет. Находясь поблизости, вы услышите звуки азана еще раз и посчитаете, что звуки азана раздаются из другой мечети. Тогда как эти звуки разносятся из музея Айя-София, находящейся напротив мечети Султанахмет. Да, вы поняли правильно, в Айя-Софии читается азан. На самом деле азан произносится с так называемого Хюнкар Махфили (особое место в мечети, предназначенное для султанов), которое находится внутри этого исторического места. Но многие люди не слышали. Муфтият Стамбула подготовил проект одновременного чтения азана в мечети Султанахмет и музее Айя-София. В апреле прошлого года в Айя-Софии открылась выставка «Хилье-и Шариф», которая привела к  возникновению этого проекта.  Так как туристы, приезжающие, чтобы посетить выставку, задают много вопросов об Исламе. Чтобы объяснить Ислам лучше, муфтият поручил пятерым муаззинам, двое из которых запасные из трех различных мечетей, произносить полуденный и предвечерний азан.

Музыкальные данные очень важны

Основы Айя-Софии были заложены в 360 году нашей эры. Сразу же после завоевания Стамбула Фатих Султан Мехмедом в 1453 году собор Святой Софии превратили в мечеть. Но в результате новой поправки, введенной в 1934 году, мечеть превратили в музей. Зарегистрированное в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, это великолепное строение каждый день посещают тысячи местных и иностранных туристов. Хюнкар Махфили впервые был открыт в период Сулеймана Демиреля, позднее в период Тургута Озаля Айя-София полностью начала исполнять функцию мечети. На самом деле здесь уже и так пять раз в день произносился азан и читался намаз. Однако этот азан слышали только те, кто читал намаз в мечети.

 

Теперь же специально назначенные муфтиятом три муаззина произносят в Айя-Софии азан перед полуденным и предвечерним намазов. Кроме того, этот азан слышен на всей территории Султанахмеда. Нет сомнения в том, что муаззины прошли специальный отбор, потому что они хорошо одеты и прошли подготовку. К тому же у них хорошая дикция, они владеют  макам (мелодичность) и иностранными языками. Муаззин мечети Беязит Абдулла Йылмаз подчеркнул, что в течении многих лет получал музыкальное и вокальное образование: «Имеет важное значение голос и знание макама. В этом плане наш муфтият довольно щепетильный. Я занимаюсь музыкой и вокалом на протяжении многих лет. С другой стороны, необходимо знать, как вести себя по отношению к гостям и туристам. Мы прошли отбор для совершения азана в Айя-Софии. Мы прошли много испытаний и были удостоены произносить азан в этом замечательном месте. Мы читаем азан только перед полуденной и предвечерней молитвами, так как в это время бывает много туристов, то есть большон количество людей слышат наши голоса».

Завещание Фатих Султан Мехмеда

Одновременное чтение азана наряду с мечетью Султанахмет  - завещание и воля Фатиха Султан Мехмета. Муаззин Новой мечети Муса Четинташ сказал, что они очень довольны тем, что древняя традиция Османского халифата возродилась, и сообщил, что туристы проявляют большой интерес к этому событию: «я переживаю прекрасные чувства от чтения азана таким образом. В особенности, если азан произносится одновременно в Айя-Софии и Султанахмеде, то ощущения совершенно другие. Нужно читать  тем же голосом и мелодичностью, но эти навыки приходят только со знанием музыки. Это привлекает внимание туристов. Многие спрашивают: Почему вы читаете именно так? Они удивляются, когда мы им отвечаем, что это традиция Османского халифата».

Муаззин мечети Лалели Шабан Чалайоглу сказал, что до сих пор они не получали отрицательных отзывов: «Когда я начинаю произносить азан, туристы тут же окружали меня. Они почтительно слушали до конца призыва к молитве. Люди прибывают из других районов, чтобы послушать азан. Некоторые даже фотографируются на память вместе с нами! Возможность произносить азан в месте, которое оставили нам в наследство наши деды, наполняет нас гордостью. Азан – это обращение не только к мусульманам, остальные тоже его слышат. Наша обязанность призывать к намазу в наилучшем виде».

"Наш голос - подарок Аллаха, знанием макама овладели в совершенстве"

Не просто совершать азан в Айя-Софии. Нужны музыкальные данные и хороший голос. Абдулла Йылмаз, служащий в качестве муаззина в мечети Беязита, подчеркнул, что они сами  обращают пристальное внимание на места, где произносится азан: «для каждого азана есть отдельные места. Перед полуденным намазом нужно призывать в месте Раст, но обычно читается в месте Ушшак. Во время предвечернего намаза тоже читается в Ушшаке, во время вечернего намаза - в Сегахе, ночного намаза – в Хиджазе, утреннего намаза – в Сабе. Это позволяет услышать азан по-разному. В особенности в мечетях Салахуддина этому уделяют большое внимание. В соответствии с этими  местами, мы совершаем призыв к намазу в Айя-Софии. Наш голос – это дар Аллаха. Поэтому людям он очень нравится».

Социальные комментарии Cackle