• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Мехмет Гормез: "меньшинство вверяно мусульманам, их храмы не тронутся" (2-я часть)

Время чтения: 4 мин
3159

 

- Главный муфтий Саудовской Аравии заявил, что возможно будут закрыты церкви в стране. Как вы смотрите на это с точки зрения Корана, сунны и приобретений Исламского государства и общества?

На протяжении истории у мусульманской культуры не было опыта совместного проживания с другими религиями, культурами, которые имели бы превосходство. Не будет правильно основываться на слабые, не имеющие никакой правовой основы, противоречащие действиям пророка предания. Чтобы высказывать подобного рода заявления нужно отложить в сторону все практические действия пророка, и все права, которые были даны приверженцам других религий аятами о свободе вероисповедания в Священном Коране. Для подобного рода фетв необходимо считать несуществующими имеющиеся на сегодняшний день оригинальные текстовые договора, которые заключил пророк с христианами Неджрана, Эйле, Йемена, Хиджаза. Так же надо считать не существующим опыт исторического проживания мусульманами Стамбула, Андалузии, Багдада, Шама. Точно так же соглашения Фатиха Султана Мехмета с христианами Галата и Боснии. Такие слова можно сказать только в том случае, когда всё перечисленное считается не существующим. Я открыто говорю: «религиозные меньшинства, на протяжении истории, существовавшие на территории Исламского мира на Ближнем востоке, были под покровительством каждого мусульманина в мусульманской цивилизации». Никто из мусульман не имеет право посягать на целостность и благополучие. Если нам неприятно, когда на западе какой-нибудь расовый сепаратист, для демонстрации своей внутренней ненависти напишет на стене мечети оскорбляющие расистские надписи, в той же мере будет неприятно, если в Исламском мире, какой-нибудь мусульманин допустит ошибку по отношению к церкви, монастырю, синагоги, храма. Решение подобных проблем возложено нашим убеждением.

- то есть религия Ислам сформировало правовое решение этой проблемы…

Да. Наша великая религия не оставила нам заповедей о том как мы должны выстраивать взаимоотношения с немусульманами, проживающими с нами, зато определила принципы в рамках прав, юриспруденции и нравственности. Вы можете себе представить, что пророк повелевал следующим образом: «тот, кто причиняет вред немусульманину, который живет под покровительством мусульман вместе с ними, причиняет вред мне! А тот, кто причиняет вред мне, причиняет вред Аллаху!» недавно меня посетили священники Ливийской церкви «Маруни». Я им подарил четыре документа с архивов Османского халифата. В 1890 году глава Ливийских христиан поп Йохана написал письмо правителю уезда Джебели в Ливии, в письме говорится: «мы хотим открыть семинарию в Риме для подготовки священнослужителей. Нам необходимо 10 тысяч золотых. Пожалуйста помогите нам». Письмо доставили в Стамбул, и представили Султану Абдульхамиту. Султан попросил выделить 10 тысяч золотых монет. И не смотря на то, что халифат переживал тяжёлые дни, с казны была выделена необходимая сумма. В нашей истории немало таких случаев.

НЕОБХОДИММО ОБУЧАТЬ ДЕТЕЙ КОРАНУ УЧИТЫВАЯ ИХ ВОЗВРАСТ

- Система образования 4+4+4 с изучением Корана и истории пророка. Кто будет давать это образование, и что необходимо сделать для качества образования?

Считая с того дня, как начались споры по этому поводу, вопрос которому я уделяю большое внимание – это возникновение религиозной дезинтеграции в Турции. Говоря о человеческих ресурсах, Турция одновременно с такой тенденцией открыла теологические факультеты. То есть количество факультетов возросло от 23 до 53 предполагаю, что это количество не достаточно. Следовательно, я считаю, система университетов в Турции в кратчайшие сроки должна стать выше этой цифры.

- в образовании, в широком понимании этого слова, вы так же передаёте знание Корана миллионам людей…

Обязанность духовного управления – широкое религиозное образование. Национальное Министерство Образования больше склоняется к организованному обучению, и даже организованный отдел религиозного образования считается ответственностью перед НМО. Если в рамках сотрудничества спросят наше мнение, то мой ответ: при обучении Священному Корану необходима возрастная классификация детей. Так же необходимо объяснять детям фразы Корана на турецком языке. На западе такой метод при обучении Евангелие очень распространён. Обращаясь к содержанию Корана, должна учитываться возрастная классификация детей. И необходимо обучать аяты Корана вместе со значениями. В развитом мире существуют хорошие техники чтения Корана. Будучи главой Турции по делам религии я подчёркиваю  важность этого.

- Что вы можете сказать об открытии школы «Хейбелиада Рухбан», о которой так часто упоминают представители других конфессий?

Я убеждён, что такую великую цивилизацию, которую мы построили не красит тот факт, что граждане Турции из числа православных для воспитывания своих религиозных деятелей едут в Селаник, Грецию, или граждане Армении, для подготовки своих религиозных деятелей вынуждены отправлять своих детей в Армению. Я знаю, что еще 6-7 лет тому назад, они начали работу по признанию возможности своей деятельности в здании университета. Однако религиозные общины не устроил этот вариант. Они заявили, что необходимо выполнить эту работу в традиционном стиле. Следовательно, беря во внимание их интересы, необходимо решить проблему самым красивым образом. Я считаю неправильным те принципы в международных отношениях, которые касаются религии, убеждения, свободы религиозного образования, и человеческих прав. То есть «в других государствах мусульман каким-то образом угнетают, раз так, я тоже так буду делать», - такие слова, я считаю не правильными,  являясь учёным и главой по делам религии.

Социальные комментарии Cackle