• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Айя София снова станет мечетью?!

Время чтения: 5 мин
6589

 

 

История мечети Айя София

Самый большой храм ислама, символ взятия Константинополя – Айя София, в 1934 году решением совета министров Турции перестал быть мечетью и стал музеем. Однако выглядит странным тот факт, что подпись Ататюрка в этом постановление отличалась от его подписи в других документах, а само постановление не было опубликовано в официальной прессе.

С тех пор переименованная мечеть печально ждёт, когда прихожане снова «примкнут к её объятьям» и будут выполнять там намаз, прося у Господа милости.

В обложке январского выпуска журнала «Глубокая история» (Derin Tarih) написано: «Кто освободит Айя Софию из плена?» тема подчёркивает, что великий храм Ислама и символ победы над Константинополем находится «в оковах» уже на протяжении 78 лет.

После победы над Константинополем и переименовании города в Истанбул (Стамбул) Фатих Мехмед султаном храм Айя София была превращена в мечеть. Однако после искусственного падения Османского халифата и объявления его Турецкой республикой, 24 ноября 1934 года решением совета министров турецкой республики мечеть Айя София была переделана в музей.

Новое постановление противоречит вакфие (документ об установлении вакуфа) султана, который хотел, чтобы Айя София была мечетью вечно. Постановление не было опубликовано в официальной и неофициальной прессе. Заметим, что решение было принято в день, когда Мустафе Камалю была присвоена фамилия Ататюрк. Однако подпись Ататюрка отличалась от его подписи в других документах. Это приводит к мысли, что Айя София превратилась в музей поддельной подписью. Главный редактор журнала «Глубокая история» Мустафа Армаган сообщил, что постановлению о смене предназначения Айя Софии не был присвоен серийный номер. В официальном департаменте, где хранятся постановления, не имеется оригинала данного постановления, и оно не опубликовано в государственных книгах закона.

 

 

Профессор исторической кафедры «Университета вакфа Фатиха Султана Мехмеда» Абдулкадир Озджан высказывая свое мнение о постановлении совета министров, сказал следующее: «в заключении данного постановления поставлена подпись Ататюрка. Так уж вышло, что постановление о новой фамилии Ататюрка приходится на эту же дату – 24 ноября 1934 года. Нужно обнародовать эту информацию». Далее Озджан обратил внимание на воспоминания Джелала Баяра, где была написана следующая фраза: «во время образования «Балканского пакта», Ататюрк, желая понравится грекам, сказал: «переделаем-ка Айя Софию в музей, посмотрим, что из этого получится»». «Сегодня не существует «Балканского пакта», поэтому слова Ататюрка ни на что не основываются», - заметил Озджан. Далее он добавил: «если хотя бы нижняя часть будет применяться как место для поклонения, и будут возвращены некоторые источники доходов, Айя София «спасётся». Правящая демократическая партия в 1950-м году приняла закон разрешающий произносить азан в оригинальном виде, тем самым дала некое успокоение народу. Душа хочет, чтобы настоящая правящая партия переделала Айя Софию в мечеть, этим действием она обрадует сердца мусульман. Таким образом, великая почесть будет принадлежать теперешнему правительству».

Директор музея Айя Софии доктор Халук Дурсун сказал следующее: «Тот факт, что по указу Султана Мехмед хана мечеть Айя София принадлежит вакфу, но её переделали в музей, является сумасшествием и последствием переломного периода. Написанное в вакфие должно выполняться».

Генеральный директор вакуфов Турции Аднан Эртем прокомментировал данный вопрос следующим образом: «ответственность и охрана вакуфов принадлежит нам, поэтому абсурдным становятся слова, что Айя София является музеем. Нам не следует забывать, что Айя Софию в настоящее время пребывает в статусе мечети, в соответствии указу Султан Мехмед хана. И пока существует вакфие, Айя София будет мечетью. Советом министров мечеть Айя София была переделана в музей. Чтобы Айя Софии обратно вернуть функцию места поклонения нужно собрать новый совет министров нынешнего правительства и утвердить необходимый законопроект ».

Султана Мехмед хан велел написать вакфию относительно Айя Софии в двух экземплярах, одну на турецком, другую на арабском. Та которая на турецком гласит: «После открытия (Константинополя) Султан-Азама (великий султан) велит, чтобы все церкви которые находятся в этом городе стали достоянием вакфов в допустимом и правильном виде основываясь на почтенный шариат. Кто осмелится нарушить вакф брата мусульманина и разрушить его блага, а так же привести в нерабочее состояние благие учреждения верующих, пусть знает, что он будет подвержен гневу Аллаха. Его пристанищем будет ад». В арабском варианте вакфии говорится следующее: «кто ложными оправданиями, изменит хотя бы один пункт этой вакфии, или осмелится изменить или отменить данную вакфию, пусть проклинаёт его Аллах, ангелы и все люди. Пусть они вечно будут в аду. Пусть не облегчится их наказание, и пусть они вечно пребудут вне милости».

«Известен тот факт, что после закрытия Айя Софии в качестве мечети, в 1953 году полуофициально была отпразднована победа над Константинополем. Однако даже после этой знаменательной даты – 500-летие образования Стамбула, Аясофии не вернули былой статус. Может мы просим прощения кого-то за благодеяние Султана Мехмеда Фатиха?», - заметил профессор исторического факультета университета Джалала Баяра Мехмед Челик.

В июньском выпуске журнала «Глубокая история» имеется приложение в виде альбома мечети Айя Софии, который называется «10 вопросов об Айя Софии и Фоссати», который был представлен вниманию читателей профессором Семави Эйидже. Церемония открытия Айя София была в первую пятницу месяца Рамазан в 1265 году. Этот проект принадлежит итальянскому архитектору Gaspare Trajano Fossati. Этот архитектор приготовил альбом, в котором описывается Аясофия фасадом и интерьером. Альбом был опубликован при поддержке султана Абдульмаджида в 1852 году. Альбом состоит из 25-т разноцветных дощечек, на верху которого монограмма султана. Журнал «Глубокая история» планирует организовать историческую экскурсию в соответствии с этой важной работой, которая объясняет Айя Софию.

Источник: habervaktim.com

Перевод: islam-today.ru

Социальные комментарии Cackle