• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Почему мусульмане Франции испытывают постоянное давление со стороны властей?

Время чтения: 3 мин
8013

Исламская община во Франции является одной из самых многочисленных в Европе. По некоторым данным в этой стране проживает до 6 миллионов мусульман (порядка 8% от общего числа жителей). Если начинать говорить об истории ислама во Франции, то будет в корне неверно брать в качестве точки отсчета XX век. Первые правоверные пришли в южные области Франции еще в VIII веке.

И хотя современные арабы не являются потомками тех первых мусульман, но они имеют все основания считать территорию Франции не чужой для себя страной. Первая волна современно миграции датируется началом XX века. Трудовые мигранты из Северной Африки должны были восполнить недостающее количество рабочих рук в послевоенной Франции.

Интересен тот факт, что первое время власти помогали мусульманам в реализации их религиозных прав. А первые мечети и вовсе были возведены и открыты по инициативе местных предпринимателей. 1926 год и вовсе отмечен эпохальным событием. В Париже состоялось торжественное открытие Большой мечети, построенной правительством. Мечеть была построена в благодарность солдатам-мусульманам, отдавшим жизнь за Францию в годы I Мировой войны.

Так почему ислам сегодня во Франции испытывает постоянное давление со стороны властей?

Дело не только в том, что в этой стране проживает самая большая мусульманская диаспора в Европе. Также Франция отличается особенной политикой в отношении религии, которая предполагает не только полное разделение государства и религии, но и борьбу с любыми религиозными проявлениями в обществе (лаицизм).

Лаицизм отличает религиозную политику Франции от остальных европейских стран. Особенно сильно этот контраст заметен в сравнении со Скандинавскими странами, Великобританией, Нидерландами. Также ничего общего с лаицизмом не имеет и религиозная политика России, где сейчас государство оказывает поддержку всем традиционным конфессиям.

Лаицизм предполагает абсолютное освобождение общества от влияния религии. Его особенность заключается в протесте против любого проявления религиозности человека в общественном пространстве. В корне неверно утверждение, что лаицизм есть проявление светской секулярности. В ряде светских секулярных стран (Северная Европа, США, Великобритания) власти не только не запрещают ношения религиозных символов, но и часто приветствуют.

Лаицизм можно считать радикальной светской идеологией, преследующей только одну цель – выдворить религию во всех ее проявлениях из общественной жизни. На практике это находит выражение в систематических и всесторонних гонениях в отношении религии. Но невозможно силой заставить человека отказаться от своей самой большой потребности: веры во Всевышнего.

Самый известный пример лаицизма за пределами франкоязычных стран – Турция времен Ататюрка. И полностью аналогичный процесс наблюдается в современной Франции. Сегодня ислам в мире больше нигде не испытывает такого давления. Агрессивная антирелигиозная политика государства проводится на фоне гей-парадов и прочих порождений демократии. Попытки систематического давления на мусульманские общины привели к радикализации части из них.

Первые осязаемые проблемы начали проявляться еще в 1980-е годы. Тогда французское правительство предпринимало попытки запретить мусульманкам посещать школу в платке. Вторая волна борьбы против хиджаба началась в 200-е годы, а в 2009 году войну мусульманским платкам объявил лично Николя Саркози.

При этом бывший президент Франции действовал под знаменем борьбы за права женщин и их достоинства. Но как можно бороться за права женщины в исламе и заставлять мусульманок против воли снимать платок? Нет ничего удивительного в том, что такая политика дает абсолютно противоположный эффект и только больше объединяет всех мусульман страны в единую силу.

В чем же причина такой агрессивной антирелигиозной политики властей Франции? Почему мусульмане в этой стране испытывают давление со стороны властей? Ключевая особенность французского общества состоит в стремлении ассимилировать народы, с которыми устанавливается тесный контакт. Например, во время колонизации Северной Африки они активно распространяли там свою культуру и язык.

Французы ставили свою культуру выше культур колонизированных народов и считали своей целью обратить всех в свою франкоговорящую лаицизскую «веру». Не изменилась ситуация и сегодня. Теперь у Франции нет колоний, но есть достаточно большая мусульманская диаспора, с которой можно продолжать свои «миссионерские» опыты.

Islam-today

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост на facebook!

Социальные комментарии Cackle