• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Мусульмане и Ислам во Франции. Часть 2

Время чтения: 8 мин
8921

Уже упоминавшийся профессор Ф. Кхосрокхавар указывает, что в настоящее время мусульманское сообщество в Западной Ев­ропе, в частности во Франции, условно можно разделить на три категории.

К первой относятся примерно 80% французских мусульман, которые во многом восприняли европейские ценности и нормы поведения и фактически являются непрактикующими.

Вторая категория, меньшая по числу (примерно 15%), пред­ставляет приверженцев неокоммюнотеризма, т.е. эта категория мусульман интегрируется во французское общество, но не ассими­лируется с ним. Они выполняют все то, что предписано мусуль­манской религией и хотят по примеру французской еврейской об­щины жить в мире на европейской земле, сохраняя в то же время свою исламскую идентификацию, отличную от секуляристской идентификации большинства французского населения. Причем в Британии, где ношение паранджи не воспринимается как вызов и нарушение общественных норм, данная категория мусульман в большей степени интегрирована в общество. Однако во Франции, где законодательство и общественное мнение не так толерантны к внешнему проявлению религиозной идентификации, эта часть му­сульман ведет достаточно обособленный образ жизни.

К третьей категории (около 5%) относятся ортодоксальные фундаменталисты - неосалафиты и последователи движения таблига, которые отвергают европейские ценности, стремятся полно­стью отгородиться от «безбожного общества» и жить по законам шариата. Исключение из экономической и социальной жизни и соответственно высокий уровень безработицы части данной кате­гории мусульман, особенно молодежи, ее геттоизация и частичная маргинализация способствуют усилению влияния джихадистской идеологии. Около 1 тыс. из них по всей Франции являются члена­ми закрытых и полуподпольных исламистских организаций, воз­можно, представляющих потенциальную опасность.

Различные течения ислама во Франции противостоят друг другу. Это касается прежде всего Движения светских магрибинцев, которое ратует за модернизацию ислама, провозглашает де­мократические ценности и выступает против фундаменталистов и исламистов, представленных в основном Союзом исламских орга­низаций Франции и Партией мусульман Франции. Так, один из известных сторонников светских магрибинцев Абд ан-Нур Бидар, преподаватель философии из Ниццы, опубликовал «Манифест за европейский ислам», в котором он предлагает свое видение ре­формирования ислама. А. Бидар призывает всех своих единомыш­ленников, исповедующих европейский ислам, сплотиться на осно­ве трех принципов.

Первое - реформировать каноны ислама, в том числе интер­претацию текста Корана в свете современной концепции соблюде­ния прав человека. Объявить недействительными все части священного Корана, которые входят в противоречие с ценностями индивидуальной свободы, равноправия полов светскости, толе­рантности между народами и религиями.

Второе - подтвердить право каждого мусульманина самому выбирать принцип его мусульманской идентичности. А именно: соблюдать полностью мусульманские законы или нет, быть ве­рующим или нет. В связи с этим признать, что мусульманская идентичность может быть как религиозной, так и только культур­ной.

Третье - отказаться от всяких претензий на узурпирование идеи «правильного ислама» или «официального ислама», навязы­ваемого имамами».

Другой видный сторонник «просвещенного ислама» А.В. Меддеб, регулярно выступающий на радиостанции «Франс кюльтюр» («Французская культура»), также ратует за модерниза­цию ислама. Об этом он, в частности, пишет в своей книге «Бо­лезнь ислама» («La maladie de l'islam»). Он видит одно из проявле­ний «болезни ислама» в антизападнических идеях многих извест­ных мусульманских деятелей. А. Меддеб утверждает также, что во всех монотеистических божественных откровениях, в том числе в Коране, есть элементы «воинственности, фанатизма, угрозы». В качестве способа противодействия «болезни» А. Меддеб приво­дит отрывок из книги Вольтера «Трактат о толерантности» («Traite sur la tolérance»), в котором подчеркивается, что «лучшим спосо­бом уменьшить число религиозных фанатиков является лечение этой болезни духа разумом, который должен медленно, но неми­нуемо просветить людей». Тем не менее А. Мендеб подтверждает, что он «не смешивает ислам с его болезнью» и предлагает для его «лечения» два подхода - внешний и внутренний. Внешний пред­полагает «отказ от концепции исключительности ислама и его большую интеграцию в общечеловеческий цивилизационный по­ток». Внутренний - это процесс реформирования ислама самими мусульманами в соответствии с современными реалиями.

В развернувшейся во французских СМИ в 2009-2010 гг. дис­куссии о национальной идентичности часть французского общест­ва видела стремление властей приступить к решению проблем, связанных с мусульманской диаспорой. Известно, что на протяже­нии многих лет во французских городах регулярно происходят стычки с полицией, поджоги автомашин и другие противоправные действия, в которых в основном участвует магрибинская моло­дежь, многие представители которой являются безработными.

Достаточно серьезной проблемой является также появление в пригородах больших городов, большинство жителей которых составляют мусульмане, зон, где мусульманские общины пытают­ся внедрять шариат и культивировать свои обычаи (вышеуказан­ный коммюнотеризм). Актуальной остается проблема распростра­нения и употребления наркотиков, что также наиболее характерно для пригородов с мусульманским населением. Причем согласно существующему законодательству, обнаружение полицией у кого-либо небольшого количества наркотиков не влечет за собой ника­кого наказания. Следует отметить, что именно в пригородах действуют полуподпольные исламистские организации, испове­дующие радикальный исламизм и джихадизм. Однако представи­тели французского общества, в том числе известные французские исследователи (Ф. Кхосрокхавар, Ж. Кепель, Ф. Фрегози), хотя и признают наличие проблем, связанных с мусульманской диаспо­рой, тем не менее не считают их столь острыми и требующими незамедлительных мер. Видный французский специалист по исламу и исламистскому движению О. Рой полагает, что «ислам трансформировался благодаря влиянию светскости и секуляриза­ции. В среде мусульманских интеллектуалов появились умеренные либералы и другие свободно мыслящие идеологи, выражающие различные направления современной мусульманской мысли. Ис­лам сегодня должен отвечать на вызовы современности». Попыт­кой такого ответа в известной мере можно считать возникновение различных течений исламского фундаментализма. Его лидеры стремятся воссоздать пространство, в котором мусульманин может существовать в соответствии с законами своей веры. Однако, как считает О. Рой, «такое виртуальное пространство так же, как и мифическая умма, существует только в сети Интернет и отчасти в закрытых коммюнотеристских районах. В то же время некоторые молодые мусульманские неофиты полагают, что западный мир, «погрязший в своем материализме», неизбежно будет присоеди­няться к лагерю правоверных мусульман.

Необходимо также отметить высокую степень приверженно­сти демократическим принципам и республиканским традициям большой части французского общества, в том числе толерантности по отношению к мусульманской диаспоре и искренней убежден­ности в возможность интеграции ее большинства во французский социум. В то же время вопрос конфессиональной принадлежности гражданина не является, согласно социологическим опросам, су­губо актуальным для французской общественности. Так, в резуль­тате опросов, проведенных в январе 2010 г. в рамках дискуссии о национальной идентичности, степень значимости для французских граждан компонентов национальной идентичности распределилась следующим образом: на первом месте - права человека; на вто­ром - французский язык; на третьем - система социального обес­печения. Что касается конфессиональной принадлежности, то этот компонент оказался на 12-м месте.

Арабо-мусульманская диаспора в Европе, в частности во Франции, является частью как французского общества, так и му­сульманского мира. Она играет и будет продолжать играть все возрастающую роль во французской социальной и общественно-политической жизни как в силу тенденции к постоянному увели­чению ее членов, так и по значительности той ниши во француз­ском обществе, которую занимает достаточное число представите­лей мусульманской общины. Активная роль мусульманского сообщества проявилась, в частности, в участии ее членов в массо­вом протестном движении, охватившем значительную часть фран­цузского общества в сентябре-октябре 2010 г. Демонстрации яви­лись выражением социального протеста и недовольства многих французов как планируемой властями пенсионной реформой, так и общей политикой правительства в социальной сфере. Необходимо отметить, что члены мусульманской диаспоры, участвовавшие в манифестациях, не позиционировали себя как инаковерующие, а поддерживали общие лозунги социально-экономической направ­ленности.

Что касается восприятия и практики ислама, так же как и ис­ламской идентификации, то они имеют различные течения и не являются едиными во французском мусульманском сообществе. В последние годы во Франции набирает силу движение светских мусульман, исповедующих демократические и республиканские ценности. Это движение объединяет многие общественно-политические и женские организации. Возрастающую роль начи­нают играть последователи индивидуального ислама, считающие исповедование религиозного культа частным делом гражданина. Такое восприятие ислама практически идентично общепринятому в европейском сообществе отношению к религии. Индивидуаль­ный ислам, исповедуемый, как правило, мусульманскими интел­лектуалами и частью молодежи, становится социальным явлением во французской мусульманской диаспоре и, соответственно, во французском обществе. Вместе с тем среди французских мусульман наблюдается определенное усиление влияния неофун­даменталистских течений, которые в какой-то степени выражают социальный протест. Для части (достаточно немногочисленной) мусульман характерно неприятие европейских ценностей, отказ от интеграции. Их лидеры проповедуют коммюнотеризм, т.е. замкну­тое существование мусульманской общины по законам ислама. В известной мере некоторый рост исламистских настроений явля­ется своеобразным ответом на имеющие иногда место проявления расизма и исламофобий. Такие внешние факторы, как перманент­ное обострение палестино-израильского противостояния, иракский и афганский кризисы, воспринимаемые частью мусульманского сообщества как война против ислама, вызывают болезненную ре­акцию мусульман и играют на руку исламистским идеологам. Необходимо констатировать, что для достаточно значительной части французской арабо-мусульманской диаспоры мусульманская идентификация является не столько религиозной, сколько куль­турной, что может способствовать полноценной интеграции этой категории мусульман во французское общество.

«Ближний Восток и современность», М, 2011 г., вып. 43, с. 18-34.

 

НАЧАЛО: Ислам и мусульмане во Франции. Часть 1-я 

Социальные комментарии Cackle