Мусульмане и Ислам во Франции. Часть 2
Уже упоминавшийся профессор Ф. Кхосрокхавар указывает, что в настоящее время мусульманское сообщество в Западной Европе, в частности во Франции, условно можно разделить на три категории.
К первой относятся примерно 80% французских мусульман, которые во многом восприняли европейские ценности и нормы поведения и фактически являются непрактикующими.
Вторая категория, меньшая по числу (примерно 15%), представляет приверженцев неокоммюнотеризма, т.е. эта категория мусульман интегрируется во французское общество, но не ассимилируется с ним. Они выполняют все то, что предписано мусульманской религией и хотят по примеру французской еврейской общины жить в мире на европейской земле, сохраняя в то же время свою исламскую идентификацию, отличную от секуляристской идентификации большинства французского населения. Причем в Британии, где ношение паранджи не воспринимается как вызов и нарушение общественных норм, данная категория мусульман в большей степени интегрирована в общество. Однако во Франции, где законодательство и общественное мнение не так толерантны к внешнему проявлению религиозной идентификации, эта часть мусульман ведет достаточно обособленный образ жизни.
К третьей категории (около 5%) относятся ортодоксальные фундаменталисты - неосалафиты и последователи движения таблига, которые отвергают европейские ценности, стремятся полностью отгородиться от «безбожного общества» и жить по законам шариата. Исключение из экономической и социальной жизни и соответственно высокий уровень безработицы части данной категории мусульман, особенно молодежи, ее геттоизация и частичная маргинализация способствуют усилению влияния джихадистской идеологии. Около 1 тыс. из них по всей Франции являются членами закрытых и полуподпольных исламистских организаций, возможно, представляющих потенциальную опасность.
Различные течения ислама во Франции противостоят друг другу. Это касается прежде всего Движения светских магрибинцев, которое ратует за модернизацию ислама, провозглашает демократические ценности и выступает против фундаменталистов и исламистов, представленных в основном Союзом исламских организаций Франции и Партией мусульман Франции. Так, один из известных сторонников светских магрибинцев Абд ан-Нур Бидар, преподаватель философии из Ниццы, опубликовал «Манифест за европейский ислам», в котором он предлагает свое видение реформирования ислама. А. Бидар призывает всех своих единомышленников, исповедующих европейский ислам, сплотиться на основе трех принципов.
Первое - реформировать каноны ислама, в том числе интерпретацию текста Корана в свете современной концепции соблюдения прав человека. Объявить недействительными все части священного Корана, которые входят в противоречие с ценностями индивидуальной свободы, равноправия полов светскости, толерантности между народами и религиями.
Второе - подтвердить право каждого мусульманина самому выбирать принцип его мусульманской идентичности. А именно: соблюдать полностью мусульманские законы или нет, быть верующим или нет. В связи с этим признать, что мусульманская идентичность может быть как религиозной, так и только культурной.
Третье - отказаться от всяких претензий на узурпирование идеи «правильного ислама» или «официального ислама», навязываемого имамами».
Другой видный сторонник «просвещенного ислама» А.В. Меддеб, регулярно выступающий на радиостанции «Франс кюльтюр» («Французская культура»), также ратует за модернизацию ислама. Об этом он, в частности, пишет в своей книге «Болезнь ислама» («La maladie de l'islam»). Он видит одно из проявлений «болезни ислама» в антизападнических идеях многих известных мусульманских деятелей. А. Меддеб утверждает также, что во всех монотеистических божественных откровениях, в том числе в Коране, есть элементы «воинственности, фанатизма, угрозы». В качестве способа противодействия «болезни» А. Меддеб приводит отрывок из книги Вольтера «Трактат о толерантности» («Traite sur la tolérance»), в котором подчеркивается, что «лучшим способом уменьшить число религиозных фанатиков является лечение этой болезни духа разумом, который должен медленно, но неминуемо просветить людей». Тем не менее А. Мендеб подтверждает, что он «не смешивает ислам с его болезнью» и предлагает для его «лечения» два подхода - внешний и внутренний. Внешний предполагает «отказ от концепции исключительности ислама и его большую интеграцию в общечеловеческий цивилизационный поток». Внутренний - это процесс реформирования ислама самими мусульманами в соответствии с современными реалиями.
В развернувшейся во французских СМИ в 2009-2010 гг. дискуссии о национальной идентичности часть французского общества видела стремление властей приступить к решению проблем, связанных с мусульманской диаспорой. Известно, что на протяжении многих лет во французских городах регулярно происходят стычки с полицией, поджоги автомашин и другие противоправные действия, в которых в основном участвует магрибинская молодежь, многие представители которой являются безработными.
Достаточно серьезной проблемой является также появление в пригородах больших городов, большинство жителей которых составляют мусульмане, зон, где мусульманские общины пытаются внедрять шариат и культивировать свои обычаи (вышеуказанный коммюнотеризм). Актуальной остается проблема распространения и употребления наркотиков, что также наиболее характерно для пригородов с мусульманским населением. Причем согласно существующему законодательству, обнаружение полицией у кого-либо небольшого количества наркотиков не влечет за собой никакого наказания. Следует отметить, что именно в пригородах действуют полуподпольные исламистские организации, исповедующие радикальный исламизм и джихадизм. Однако представители французского общества, в том числе известные французские исследователи (Ф. Кхосрокхавар, Ж. Кепель, Ф. Фрегози), хотя и признают наличие проблем, связанных с мусульманской диаспорой, тем не менее не считают их столь острыми и требующими незамедлительных мер. Видный французский специалист по исламу и исламистскому движению О. Рой полагает, что «ислам трансформировался благодаря влиянию светскости и секуляризации. В среде мусульманских интеллектуалов появились умеренные либералы и другие свободно мыслящие идеологи, выражающие различные направления современной мусульманской мысли. Ислам сегодня должен отвечать на вызовы современности». Попыткой такого ответа в известной мере можно считать возникновение различных течений исламского фундаментализма. Его лидеры стремятся воссоздать пространство, в котором мусульманин может существовать в соответствии с законами своей веры. Однако, как считает О. Рой, «такое виртуальное пространство так же, как и мифическая умма, существует только в сети Интернет и отчасти в закрытых коммюнотеристских районах. В то же время некоторые молодые мусульманские неофиты полагают, что западный мир, «погрязший в своем материализме», неизбежно будет присоединяться к лагерю правоверных мусульман.
Необходимо также отметить высокую степень приверженности демократическим принципам и республиканским традициям большой части французского общества, в том числе толерантности по отношению к мусульманской диаспоре и искренней убежденности в возможность интеграции ее большинства во французский социум. В то же время вопрос конфессиональной принадлежности гражданина не является, согласно социологическим опросам, сугубо актуальным для французской общественности. Так, в результате опросов, проведенных в январе 2010 г. в рамках дискуссии о национальной идентичности, степень значимости для французских граждан компонентов национальной идентичности распределилась следующим образом: на первом месте - права человека; на втором - французский язык; на третьем - система социального обеспечения. Что касается конфессиональной принадлежности, то этот компонент оказался на 12-м месте.
Арабо-мусульманская диаспора в Европе, в частности во Франции, является частью как французского общества, так и мусульманского мира. Она играет и будет продолжать играть все возрастающую роль во французской социальной и общественно-политической жизни как в силу тенденции к постоянному увеличению ее членов, так и по значительности той ниши во французском обществе, которую занимает достаточное число представителей мусульманской общины. Активная роль мусульманского сообщества проявилась, в частности, в участии ее членов в массовом протестном движении, охватившем значительную часть французского общества в сентябре-октябре 2010 г. Демонстрации явились выражением социального протеста и недовольства многих французов как планируемой властями пенсионной реформой, так и общей политикой правительства в социальной сфере. Необходимо отметить, что члены мусульманской диаспоры, участвовавшие в манифестациях, не позиционировали себя как инаковерующие, а поддерживали общие лозунги социально-экономической направленности.
Что касается восприятия и практики ислама, так же как и исламской идентификации, то они имеют различные течения и не являются едиными во французском мусульманском сообществе. В последние годы во Франции набирает силу движение светских мусульман, исповедующих демократические и республиканские ценности. Это движение объединяет многие общественно-политические и женские организации. Возрастающую роль начинают играть последователи индивидуального ислама, считающие исповедование религиозного культа частным делом гражданина. Такое восприятие ислама практически идентично общепринятому в европейском сообществе отношению к религии. Индивидуальный ислам, исповедуемый, как правило, мусульманскими интеллектуалами и частью молодежи, становится социальным явлением во французской мусульманской диаспоре и, соответственно, во французском обществе. Вместе с тем среди французских мусульман наблюдается определенное усиление влияния неофундаменталистских течений, которые в какой-то степени выражают социальный протест. Для части (достаточно немногочисленной) мусульман характерно неприятие европейских ценностей, отказ от интеграции. Их лидеры проповедуют коммюнотеризм, т.е. замкнутое существование мусульманской общины по законам ислама. В известной мере некоторый рост исламистских настроений является своеобразным ответом на имеющие иногда место проявления расизма и исламофобий. Такие внешние факторы, как перманентное обострение палестино-израильского противостояния, иракский и афганский кризисы, воспринимаемые частью мусульманского сообщества как война против ислама, вызывают болезненную реакцию мусульман и играют на руку исламистским идеологам. Необходимо констатировать, что для достаточно значительной части французской арабо-мусульманской диаспоры мусульманская идентификация является не столько религиозной, сколько культурной, что может способствовать полноценной интеграции этой категории мусульман во французское общество.
«Ближний Восток и современность», М, 2011 г., вып. 43, с. 18-34.