• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Исламисты третьего поколения - кто они?

Время чтения: 3 мин
4237

 

Возникший на мировой арене в 1850-ые годы «исламизм» продолжает шагать гордой поступью по миру уже в третьем поколении, пишет в своей колонке обозреватель Али Булач. По моему хронологическому подсчету первое поколение исламистов приходится на период между 1850-1924 гг., второе – между 1950 – 2000 гг. и третье поколение возникло в начале 21 века.

В развитии современного исламизма основную роль играли Османская империя-Турция, Египет, Иран и Индийский полуостров. Самый сильный эффект на развитие исламизма произвело образование Исламской республики Пакистан. Этот исторический факт можно охарактеризовать как «первое современное претворение в жизнь» теорий и планов исламистов. Однако формирование Пакистана как замкнутого в себе национального государства (национальной сущности), стало причиной отторжения исламизма на Индийском полуострове от исламизма на континенте. Со временем индийским мусульманам, ставшим у себя в государстве «меньшинством», пришлось отказаться от требований политической автономии, а Пакистан погряз в неразрешимых внутренних проблемах, которые привели в итоге к политическому хаосу. До сих пор Пакистан, образовательной идеологией которого является ислам, безнадежно старается решить свои болезненные проблемы. Оценка ситуации в Пакистане - тема для отдельной статьи. Сегодня я хочу рассмотреть опыт Турции, Египта и Ирана, а также понять, где эти страны сейчас находятся, и чего ждать дальше.

Иранский исламизм столкнулся с гандикапом «определенного течения и национальных интересов». Исламизму, который был источником вдохновения исламской революции, придется как-то решать эти два негативных фактора и в дальнейшем. Турецкий исламизм, не теряя своей интеллектуальной составляющей под воздействием либеральных идей и индивидуализации религиозной жизни, все больше превращается в «консерватизм» с ярко выраженным уклоном в сторону принципов протестантства и секуляризма. Победа на выборах «Братьев Мусульман» снова выводит Египет на арену истории. Вектор будущей политики «Братьев Мусульман» окажет серьезное воздействие на арабский и исламский мир, т.к. почти в каждой арабской стране есть структуры, политические партии и течения так или иначе связанные с «Братьями». Если ислам в современном мире сможет продолжать быть онтологической и моральной ссылкой, то он запросто станет источником вдохновения и объединяющей силой для новой региональной интеграции. Однако если Иран эволюционирует в замкнутый шиизм, Египет – в суннизм, а Турция – в светский консерватизм, регион погрязнет в конфликтах интересов.

Исламистов третьего поколения очень рано ожидают три серьезных испытания:


1. В период борьбы с диктаторскими режимами исламисты получили поддержку тех или иных сил для претворения в жизнь своих планов. Вопрос о том, какие обязательства наложит эта поддержка на исламистов после свержения диктаторов остается открытым. Сирия служит ярким примером данного случая. Чего будет стоить асадовскому режиму в случае победы поддержка Ирана, России и Китая с одной стороны, а также чего будет стоить оппозиции поддержка США, Великобритании, Саудовской Аравии, Катара и Турции с другой.

2. Вопрос насколько союзы с либералами, «левыми» и умеренными националистами изменят политическое видение, парадигмы и убеждения исламистов также открыт.

3. И наконец, основываясь на каких политических и социальных представлениях, мусульмане будут строить отношения друг с другом?

Заман 

Социальные комментарии Cackle