Ислам и мусульмане во Франции
Кризис в социально-экономической сфере во многих странах арабо-мусульманского мира, политическая нестабильность, усиление террористической активности, репрессивные действия властей -все эти явления имели одним из своих последствий миграцию отсюда значительного числа людей. Основной поток мигрантов направлялся в страны Европейского союза (ЕС), где в 2000-х годах проживало от 15 до 18 млн. мусульман. Мусульманская диаспора обладает своей собственной культурной и религиозной идентификацией.
По сравнению с другими этноконфессиональными сообществами она является наиболее структурированной в конфессиональном и социально-политическом плане. Этот феномен связан с особенностями исламской идентификации. Ислам в процессе своего исторического развития стал для большого числа мусульман не только религией, но и образом жизни. На протяжении веков ислам выработал систему культурных, моральных и этических норм. До настоящего времени они в значительной степени являются регуляторами отношений между людьми в повседневной жизни и социально-политической практике в мусульманском обществе, в том числе в мусульманских диаспорах.
В силу особенностей исторических связей между Францией и странами Магриба арабо-мусульманская диаспора во Франции является самой многочисленной в Европе и составляет, по разным оценкам, свыше 5 млн. человек (население Франции на 2008 г. насчитывает 64,5 млн. человек). Большинство этой этнической общности составляют выходцы из стран Магриба (свыше 82%). Ее формирование происходило в течение достаточно длительного периода. Первая волна мигрантов пришла в начале XX в. Это связано, в том числе, с Первой мировой войной, когда большое число магрибинцев, в первую очередь алжирцев, было призвано во французскую армию для участия в боевых действиях. Затем многие из них, награжденные французскими боевыми наградами и получившие известные привилегии, остались во Франции. В 20-х годах трудовая миграция продолжилась, это было вызвано потребностями в послевоенном восстановлении и наметившимся промышленным подъемом.
Второй значительный поток мигрантов прибыл во Францию в 60-х годах XX в. Он был вызван окончанием войны в Алжире и новым экономическим подъемом во Франции, требовавшим большого количества рабочей силы. В последующие годы эмиграция также шла достаточно высокими темпами, в том числе в связи с принятыми во Франции законами о воссоединении семей, предоставлявшими существенные льготы магрибинским мигрантам. В настоящее время во Франции проживают уже третье и четвертое поколение мусульман-мигрантов, многие из которых родились во Франции и имеют французское гражданство. Часть французских мусульман восприняла европейские цивилизационные ценности. Тем не менее изрядное число мусульман сохраняет приверженность традициям своей религии и культуры. Они воспринимают ислам как основу своей цивилизационной идентификации. Мусульманская община во Франции располагает своими профессиональными, гуманитарными, просветительскими, политическими и религиозными организациями. В процессе социокультурного развития в мусульманской общине сложилось несколько направлении восприятия и следования нормам ислама. Некоторые мусульманские идеологи, такие, например, как достаточно популярный среди молодых французских мусульман профессор Фрибургского университета Тарик Рамадан, заявляют, что в Европе и прежде всего во Франции сформировался европейский ислам, или «европейская исламская культура, приверженцы которой остаются верными фундаментальным мусульманским принципам и в то же время адаптировались к европейской культуре. Они являются мусульманами по своей религиозной принадлежности и полноценными европейцами по своей культуре». Однако Т. Рамадан подтверждает, что «речь идет не о создании "нового ислама", а о восприятии ислама в его изначальном подлинном динамизме и созидательное™. Это позволяет его последователям интегрировать все то положительное, что выработали другие культуры, с которыми они соприкасаются, и наряду с этим критически подходить к тем аспектам, которые не соответствуют исламским ценностям». Во французской мусульманской общине есть последователи традиционного классического ислама, индивидуального ислама, движение светских мусульман. В то же время действуют неофундаменталистские течения. Традиционный умеренный ислам исповедуют большинство мусульман, в основном среднего и преклонного возраста. Его проповедуют, если можно так сказать, официальные мусульманские структуры, в частности имамы Большой парижской мечети. Например, профессор Иваз, ведущий преподаватель-теолог Мусульманского института при Большой парижской мечети, в беседе с автором этих строк (13.01.2010) подчеркивал, что «французские мусульмане в основной своей массе являются приверженцами классического ислама». Касаясь светского характера Французской Республики и возможного его противоречия с практикой ислама, профессор Иваз утверждал, что «светскость предоставляет всем религиям право исповедовать свою веру, и в этом ее задача». В этом вопросе его позиция совпадает с мнением президента Франции, который, в частности, отметил, что «светскость гарантирует право каждого гражданина исповедовать свою религию, так же как и право быть атеистом. Светскость не является противником религий. Напротив, светскость - гарантия свободы совести каждого гражданина».
Выразителем направления умеренного и традиционного ислама в известной мере является Французский совет мусульманского культа (ФСМК), создание которого было инициировано министром внутренних дел Ж.-П. Шевенеманом и реализовано в 2003 г. сменившим его в этой должности Н. Саркози. Президентом ФСМК является М. Муссауи. Он сменил на этом посту имама Большой парижской мечети Д. Бубакера. Эта мечеть имеет тесные связи с представителями алжирской диаспоры. Ряд французских исследователей полагают, что создание ФСМК явилось попыткой французских властей создать структуру, которая представляла бы большую часть французской мусульманской общины, и таким образом осуществлялось бы более эффективное сотрудничество с ней и в известной мере контроль за ней. В то же время мусульманские деятели Большой парижской мечети (в частности, профессор Иваз) заявляют, что ФСМК «в большей степени выполняет техническую функцию. Он руководит организацией религиозной деятельности мусульман, но ни в коей мере не руководит мусульманской мыслью и не тяготеет над ней. Никакая структура не может выражать мнение и выступать от имени всех мусульман». Тем не менее ФСМК стремится также быть своеобразным форумом, на котором французские мусульмане могли бы обсуждать как теологические вопросы, так и свои насущные проблемы. Официально ФСМК ставит перед собой следующие задачи: строительство мечетей; обустройство мусульманских кладбищ; организация мусульманских праздников; назначение имамов-духовников в лицеи, колледжи, больницы и тюрьмы; подготовка имамов. Руководящими органами ФСМК являются Исполнительный совет и Административный совет, состоящий из 43 членов.
Второй организацией, следующей идеологии традиционного ислама, является Национальная федерация мусульман Франции (НФМФ). Она была создана в 1985 г. и имеет достаточно прочные связи с марокканской и турецкой общинами. НФМФ в то же время является своеобразным оппонентом Большой парижской мечети и также имела определенную поддержку властей до создания ФСМК. Президент НФМФ - известный во Франции мусульманский деятель М. Бешари, ее вице-президент - А. Буссуф, имам мечети в Страсбурге. НФМФ курирует несколько мечетей в пригородах Парижа и на востоке Франции.
Руководство НФМФ в последнее время не раз выражало обеспокоенность по поводу «проявлений исламофобии у некоторых политических деятелей и у части французских СМИ». В своем заявлении «Нет "исламизации" насилия» НФМФ отвергает «какую-либо связь между исламом и насилием и терроризмом» и призывает к «диалогу между религиозными общинами, с тем чтобы способствовать созданию атмосферы толерантности и взаимного уважения между верующими всех конфессий». Необходимо отме тить, что как между ФСМК и НФМФ, так и внутри их руководств идет борьба за лидерство в мусульманской общине, а также за возможность получать поддержку, в том числе финансовую, со стороны государственных структур. Так, например, в 2006 г. вице-президент НФМФ А. Буссуф обратился в суд, обвиняя президента НФМФ М. Бешари в фальсификации итогов выборов руководства федерации и в нецелевом использовании ее финансовых средств. Однако суд обвинения не подтвердил.
Убедительным влиянием во Франции пользуются последователи индивидуального ислама, который в известной степени можно охарактеризовать как «исламский протестантизм». Видный политолог и исламовед, специалист по европейскому исламу, в том числе по его радикальным направлениям, профессор Высшей школы социальных исследований в Париже (Ecole des Hautes Etudes en Sciences Sociaies - EHESS) Ф. Кхосрокхавар (Farhad Khosrokhavar) считает индивидуальный ислам во Франции «значительным социальным явлением». Индивидуальный ислам исповедует в основном молодое поколение мусульман. Они считают, что приверженность религии является частным делом индивидуума, и в этом их позиция совпадает с общепринятым отношением к религии во французском обществе. Ведущий научный сотрудник EHESS, специалист по индивидуальному исламу Н. Брахим (Naoufel Brahim), в беседе с автором этих строк определил подобный социальный феномен как «продукт индивидуального "эго" индивидуума, его собственное субъективное восприятие ислама, который он исповедует». В этом плане, как считает Н. Брахим, исторические традиции Франции начиная с эпохи Просвещения и Французской революции 1789 г. так же, как и современные институты (школа, СМИ общество в целом), проповедующие индивидуализм, способствуют распространению индивидуального ислама.
С 2003 г. во Франции стали создаваться мусульманские организации, приверженцы которых заявляли, что они придерживаются республиканских, демократических и даже светских принципов. Сторонники движения светских мусульман выступают против ношения хиджаба (по французским данным, хиджаб постоянно носят во Франции только около 400 мусульманок) и против радикального исламизма, за реформирование ислама и его большую адаптацию к современным реалиям. Например, видная активистка движения светских мусульман Ф. Амара (дочь алжирского иммигранта) заявляла, что «ношение чадры означает угнетение женщины» и что «необходимо бороться с радикальным исламизмом, который полностью деформирует мусульманское учение».
Ф. Амара является достаточно известной фигурой в общественно-политической жизни. В 2001 г. ее избрали муниципальным советником по списку Социалистической партии в г. Клермон-Ферране. С 2004 г. она становится членом Консультативной комиссии по соблюдению прав человека. Затем в 2007 г. Фаделя Амара назначается Государственным секретарем по городскому развитию при Министерстве труда, социальных отношений и семьи, где она представила свой план развития городских окраин, населенных в основном иммигрантами-мусульманами. В интервью британской газете «Файненшел тайме» Ф. Амара подтвердила, что «большинство французских мусульманок выступает против ношения чадры. Так же считают мусульманки и все те, кто борется за равноправие женщин, в частности в Алжире. Здесь хорошо знают, какой проект обскурантизма и уничтожения всех свобод предлагают исламские фундаменталисты».
Движение светских магрибинцев (ДСМ) объединяет Французский совет светских мусульман (ФССМ) и Совет мусульман-демократов Франции (СМДФ). Основателем ФССМ является А. Ферхати, занимающий также пост советника Государственного секретаря по перспективному развитию в правительстве Франции. Президент СМДФ А. Дахман - также активный политический деятель. Он, в частности, в 2006 г. был руководителем инициативной группы в поддержку президента Ж. Ширака. В руководство ДСМ входят такие известные общественно-политические деятели, как преподаватель и журналист А. Сахири, писатель М. Шебель, член руководства президентской партии «Союз за народное движение» (СНД) Р. Каси и бывший депутат Европейского парламента Д. Таздэ.
Члены ДСМ выступают против исламского фундаментализма и позиционируют себя не только сторонниками светского движения, но и, как заявляет генеральный секретарь ФССМ Зияд Гуджиль, «наследниками идей Великой французской революции». Активисты ДСМ выступили с обращением «ко всем мусульманам - гражданам Франции, преданным идеалам мира, справедливости, свободы и светскости, за просвещенный ислам, который полностью соответствует демократическим и республиканским принципам Франции». Среди 450 человек, подписавших это обращение, были такие видные фигуры, как муфтий Марселя С. Беншейх, известная женщина-социолог Л. Бабес, алжирский журналист M. Сифауи. Журналист А. Сахири резко выступает против ортодоксального ислама, проповедующего скрупулезное следование «устаревшим мусульманским догмам». Он, в частности, заявляет: «Мы выступаем за просвещенный ислам, а не за ретроградный ислам, привнесенный из консервативных мусульманских стран». В свою очередь муфтий Марселя С. Беншейх подчеркивает, что «светскость — это гарантия свободного религиозного выражения. Поэтому защита догмата светскости должна стать лозунгом последователей Движения светских мусульман. Как верующие мусульмане, мы нуждаемся в духовности, что придает смысл нашему существованию».
Вопрос соответствия ислама французским республиканским принципам, по мнению X. Дауда, директора программы изучения Ближнего и Среднего Востока, профессора Дома наук о человеке в Париже (Maison des sciences de l'Homme - MSH), в настоящее время является достаточно актуальным во Франции и активно обсуждается как в общественных кругах, так и в СМИ (беседа автора с X. Даудом 6.09.2010). Видный исследователь-ориенталист, профессор французского Национального центра научных исследований (Centre national des recherches scientifiques - CNRS) и Центра международных исследований (Centre d'études et de recherches internationales - CERI), член научного совета издания «African Affairs» и «Recherches internationales» Ж.-Ф. Байарт (Jean-Francois Bayait) в 2009 г. опубликовал свою книгу «Республиканский ислам» (L'Islam républicain). В ней он проводит сравнительное исто-рико-социологическое исследование соотношения и взаимодействия республиканских принципов и ислама в мусульманских странах (Иран, Турция и Сенегал).
Во французской мусульманской общине есть сторонники исламизма, пытающиеся использовать ислам в политических целях, а также приверженцы неофундаментализма, ставящие своей целью объединение всех существующих исламских организаций в единую мусульманскую общину под своим руководством. Для них характерно неприятие европейских ценностей и фактический отказ от интеграции. Представители неофундаментализма являются также сторонниками стратегии коммюнотеризма, т.е. движения за создание в районах компактного проживания мусульман своеобразных зон-коммун (от франц. commune), где действуют мусульманские традиции и законы шариата. Имеются также приверженцы радикального исламизма, действующие полуподпольно, зачастую под руководством самопровозглашенных имамов в неофициальных мечетях или молельных домах, так называемый «ислам окраин и гаражей».
Продолжение следует...