• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Будущее за тем, кто умнее?

Время чтения: 3 мин
4939

По признанию экспертов международной группы по мониторингу уровня интеллектуального и профессионального развития (OECD) знания, умения и профессиональные компетенции, которыми обладает населений той или иной страны, стали главной валютой 21 века. Иными словами, глобальный вектор развития цивилизации устремлен в сторону обществ, которые основаны на знаниях. Без достойных инвестиций в образование, науку и профессиональный рост своего населения общества страдают от маргинализации, теряют конкурентноспособность и выпадают из упомянутого выше общемирового тренда.

В 2013 году специалисты OECD провели исследования по уровню грамотности и математических умений среди 16-24-х летних граждан 24-х стран-членов организации. Прежде чем перейти к результатам, отмечу, что понятие «грамотность» было определено исследователями как способность понимать, оценивать, использовать и применять письменные тексты с целью успешной социализации, достижения личных целей и развития знаний и личного потенциала. Умение считать (математические умения) определяется ими как способность получать, использовать, интерпретировать и передавать математическую информацию и понятия с целью применения математических умений, которые необходимы для нормальной жизни в современном индустриальном обществе.
Итак, по результатам тестов выяснилось, что первые три места по названным позициям занимают Нидерланды, Финляндия и Япония соответственно.

В первую десятку вошли (в порядке убывания) Бельгия, Южная Корея, Австрия, Эстония, Швеция, Чешская Республика, Словацкая Республика.

Вторая десятка начинается с Германии. Далее следуют Дания, Норвегия, Австралия, Польша, Канада, Кипр, Северная Ирландия, Франция.
Ирландия возглавляет группу стран, замыкающих список самых грамотных. Это Великобритания, Испания, Италия и… США.

Россия не входит в состав членов ОЕСD, хотя и является страной-партнером организации. В этом свете, конкретных данных по России в рамках названного выше исследования не имеется. Однако в базе данных организации имеются другие данные по нашей стране. Например, было установлено, что Российская Федерация не выделяет достаточно средств из своего бюджета на образование и профессиональную подготовку. Так, по данным на 2009 год Россия потратила на эти статьи расходов 5.5% своего бюджета, тогда как по рекомендациям ОЕСD данное значение должно составлять не менее 6.2%. При этом нужно иметь в виду, что даже 80% бюджета отсталой страны, потраченные на образование, не сравнятся с 5% какой-нибудь индустриально развитой страны, которые она выделила для развития образования. Например, Германия в 2009 потратила на образование 5.3% своего бюджета. Казалось бы, этот показатель даже меньше, чем у России, и меньше значений, рекомендованных ОЕСD. Однако если перевести проценты в реальные деньги, то разница окажется не в пользу России. Так, в 2013 году Германия потратит на образование и науку 12.9 млрд. евро, а Россия – 614 млрд. руб. (т.е. примерно 13.9 млрд. евро). Причем, население Германии составляет около 82 млн. человек, а России – около 140 млн. человек. Таким образом, на образование отдельно взятого гражданина Россия, все-таки потратит меньше, чем Германия.

По таким показателям, как грамотность (43-е место), математические навыки (38-е место) 15-ти летних граждан Россия находится ниже рекомендуемого среднестатистического уровня, выведенного исследователями ОЕСD. Для сравнения приведем данные по Турецкой

Республике и ОАЭ (эти две мусульманские страны обошли Россию по уровню грамотности). Итак, по результатам исследования 2009 года граждане Турции, достигшие 15 лет от роду, имели уровень грамотности, равный 41 месту, а по математическим способностям – 43 месту. Что касается ОАЭ, то, то исследование показало, что граждане соответствующего возраста имеют уровень грамотности, равный 42-му месту.
В заключение скажем, что наличие несущественной, казалось бы, разницы в уровне базовой грамотности в паре Россия-Турция не должно успокаивать. Невозможно отрицать наличие отрицательных тенденций в российском образовании. Иными словами, если реформа образования (точнее, разрушение остатков советской образовательной системы) в России будет продолжаться такими же темпами, то скоро грамотность в нашей стране скатится на уровень развивающихся стран Африки.

Социальные комментарии Cackle