• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Преобразование культуры "политического Ислама" в Таджикистане

Время чтения: 12 мин
5055

Говоря о «политическом Исламе» в Таджикистане, я не хотел бы возвращаться к известным терминологическим диспутам о приемлемости или неприемлемости использования данной катего­рии. Мой собственный опыт показывает, что при практическом определении границ этого понятия мы сталкиваемся с большими теоретическими и методологическими проблемами. Кроме того, эти проблемы имеют и практический аспект. В связи с этим своим коллегам, которые часто говорят о «политическом исламе» в Тад­жикистане, я так же часто задаю риторический вопрос: а сущест­вует ли «неполитический Ислам» в Таджикистане?

Как исследователь, который долгое время изучал исламскую среду в Таджикистане, я могу однозначно сделать вывод: в тад­жикском обществе невозможно встретить «неполитический Ис­лам». Поэтому логично будет сделать вывод, что все группы и слои исламского духовенства Таджикистана реально участвуют в политике и имеют четко сформулированную политическую позицию. А отличия заключаются только в форме и специфике их политического участия.

В связи с этим я хотел бы для начала коротко обозначить ос­новные виды политического участия исламского духовенства  Таджикистана.

  1. Зависимое политическое участие. Этот тип политического участия характерен для так называемого «официального духовен­ства». Как известно, в постсоветской Центральной Азии институт официального духовенства является органической частью полити­ческих режимов, одним из важнейших механизмов и инструментов реализации государственной политики в области религии. Таким образом, официальное исламское духовенство самым прямым образом участвует в политике и, более того, является политиче­ским инструментом власти. Так было в советское время, такое же положение продолжает существовать и в постсоветской Централь­ной Азии.
  2. Прямое независимое политическое участие. Такую форму политического участия выбрало исламское духовенство, а также активисты, которые свое участие в политике реализуют через соз­дание политических структур, таких как Партия исламского воз­рождения Таджикистана (ПИВТ) и т.д.
  3. Отрицательное или «нейтральное» политическое участие. Эта форма политического участия в основном свойственна суфий­скому исламскому духовенству, которое оформляет свою полити­ческую позицию как нейтральность или «неучастие в политике». Занимая такую позицию, они оказывают решительное влияние на характер и направление политических процессов общества. Кроме того, такая позиция этого наиболее влиятельного слоя исламского /духовенства сдерживает тысячи верующих от участия в активной политике, особенно в рядах исламских активистов. Поэтому всегда существуют неофициальные, иногда тайные контакты властей с суфийским духовенством, контакты, которые основываются на принципе соблюдения взаимных интересов и оказания взаимных услуг.

Таким образом, в постсоветском пространстве ислам полно­стью пронизан политикой, здесь нет «неполитического Ислама». Даже в том случае, если религия не будет выражать свою позицию по отношению к политике и власти, сама власть идет к религии и обязательно будет настаивать на определении своих позиций, что­бы на данной основе построить свои отношения с властью.

Говоря об эволюции политической культуры «политическо­го Ислама» в Таджикистане, можно говорить только об эволюции политической культуры представителей одной из политических позиций в таджикском исламе. В данном случае речь идет о той части исламских активистов, которые занимают позицию незави­симого и организованного участия в политике через создание политических структур и организаций. Главным представителем такой исламской политической позиции в Таджикистане является ПИВТ. Поэтому эволюцию политической культуры этой позиции политического ислама в Таджикистане я хотел бы показать на примере эволюции политической культуры и поведения ПИВТ.

Здесь, прежде всего, нужно вспомнить о том, с чем ПИВТ вышла на политическую арену. Это была группа молодых людей с резкими идейно-политическими тезисами, нешлифованным и ра­дикально-наступательным политическим поведением, с радикаль­ными принципами и методами ведения политической борьбы. Но сравнивая стартовую политическую культуру ПИВТ с ее нынеш­ним состоянием, можно четко проследить глубокую эволюцию не только ее политического поведения, но и многих принципиальных политических позиций. Хотя, на первый взгляд, ПИВТ кажется идеологической силой, мой анализ показывает, что, может быть, самое главное отличие ПИВТ от других не только исламских, но и светских политических групп Таджикистана, заключается в ее прагматичном характере. По этому поводу можно сказать, что в период независимости ни одна политическая сила в Таджикистане не трансформировалась до такой степени, как ПИВТ.

Изучение деятельности ПИВТ показывает, что идеи и поли­тические позиции ПИВТ находились в постоянном динамическом развитии. Такую динамику можно показать на примере трансфор­мации позиций этой партии по ряду принципиальных идейных и политических вопросов. Первым примером можно назвать посте­пенный отход руководства ПИВТ от своей ранней реформаторской позиции в вопросах традиций и обрядов. В конце 80-х годов воо­руженные идеями «реформаторства» молодые активисты ПИВТ входили в жесткую конфронтацию с традиционным духовенством. Это привело к тому, что последние практически заблокировали доступ ПИВТ в глубь религиозной среды, объявив ее последовате­лей «ваххабитами». И это обошлось ПИВТ слишком дорого. Но уже в начале 90-х годов XX в. лидер партии С.А. Нури четко осоз­нал пагубность такой позиции и приступил к корректировке отно­шений с традиционным духовенством. А после его возвращения из эмиграции в 1997 г. сближение с традиционным духовенством (начало входить в число основных приоритетов ПИВТ.

Наиболее серьезным примером эволюции изменения политических позиций ПИВТ можно считать трансформацию подходов партии к вопросу о форме и характере государства. Другими словами, во второй половине 90-х годов произошла эволюция политической концепции С.А. Нури по так называемому вопросу «исламского государства». Если в первой половине 90-х годов в риторике этот термин имел устойчивое значение, то в конце 90-х он использует уже исключительно термин «мусульманское общество». Это большая разница и серьезное переосмысление позиции по такому принципиальному вопросу, как характеристика исламского государства. Такому изменению позиции С.А. Нури по данному принципиальному вопросу способствовал ряд факторов.

В годы эмиграции С.А. Нури более глубоко ознакомился с подхо­дом традиционного Ислама к политике и власти. В этот период он непосредственно изучил в большинстве случаев горький опыт ряда исламских стран в этом направлении. Тогда же у него сфор­мировалось более четкое представление и о геополитических реа­лиях мира и региона. Все это помогло ясно осознать внутреннюю ситуацию в стране, отношение населения к этой идее, ее полити­ческие и правовые последствия для деятельности ПИВТ.

В чем разница между этими двумя концепциями? Разница, в принципе, серьезная. Теория создания «исламского государства», которой вооружены некоторые современные исламские движения, концентрирует внимание на проблеме власти. Смысл здесь в том, что в ней движение общества к исламу предусматривается через изменение политического строя. Такая концепция носит кон­фликтный характер, так как во главу ставится прежде всего борьба за власть. В отличие от этого, в своей концепции «мусульманского общества» С.А. Нури в центре ставит уже не проблему власти, а акцентирует внимание на таких гражданских и культурно- ценностных аспектах, как обеспечение религиозных прав. Важно здесь то, что они являются частью общегражданских прав, в том числе определяющих признание место и роли ислама в националь­ной культуре, уважение исламских норм и ценностей. Как мы ви­дим, такие цели, по сути, не противоречат ни Конституции, ни за­конам Республики Таджикистан.

Таким образом, эта концепция, с одной стороны, сохраняет исламскую сущность ПИВТ, без которой ее существование как религиозной политической партии потеряло бы смысл. С другой стороны, она сохраняет ее правовую легитимность в рамках Кон­ституции РТ. Мне кажется, что переход от «исламского государст­ва» к «мусульманскому обществу» был единственно возможным выбором Нури. Цель состояла в том, чтобы одновременно сохра­нить и исламский, и легитимный характер своей партии в условиях светского государства. Принципиальное и в то же время прагма­тичное решение.

Если говорить конкретнее, Нури подошел к данной пробле­ме более естественно. Это отличается от искусственно политизи­рованного и чисто журналистского понимания. И здесь он прибли­зился к исламской концепции об обществе. Он пришел к такому, на первый взгляд, необычному выводу, что на данном этапе имен­но светское государство может обеспечить условия обращения людей к религии, так как нормальное правовое светское государ­ство обеспечивает все религиозные права граждан. «Мусульман­ское общество» в этом понимании - это определенные рамки по­ведения людей и в своей личной жизни, и в отношениях с другими людьми в соответствии с канонами ислама. Для этого нет необхо­димости ни в изменении конституционного строя, ни в организа­ции нелегальной политической деятельности. Это и есть суть ко­нечной позиции С.А. Нури по данному вопросу. Исходя из всего этого, он и поддерживал светский характер государства.

Какое значение все это имеет для общества? Такая концеп­ция снимает проблему власти с первого пункта «повестки дня», что, в свою очередь, снижает напряженность в светско-исламских отношениях в рамках политического пространства. Проблема из конфликтной формы прямой борьбы за власть приобретает форму взаимодействия ценностей в общественно-культурной среде и од­новременно в правовом поле. Это уже абсолютно нормальный процесс в демократическом обществе.

Подобную эволюцию можно наблюдать и в позициях ПИВТ по ряду других вопросов. В последние месяцы своей жизни лидер ПИВТ С.А. Нури аккумулировал свой жизненный и политический опыт. Он сделал некоторые окончательные выводы по проблеме политической борьбы и власти. Так, например, он крайне критич­но оценил положение ПИВТ. Он отметил, что партия имеет много проблем, кадры и программы нуждаются в усовершенствовании и доработке. Из этого он сделал вывод, что ПИВТ еще абсолютно не готова к управлению страной. В связи с этим последовали два наставления: первое - направить все усилия на укрепление самой  партии, подготовку кадров, разработку программ; второе - катего­рически воздержаться от попыток прихода к власти.

В нынешних же условиях и положении партии приход к власти ПИВТ С.А. Нури назвал безответственностью и абсолютным безумием, которое может обернуться «трагическим исходом». Он наставлял, что пока у партии не будет минимум «100 Химматзода» (т.е. дос­таточного количества сильных личностей, подобных нынешнему духовному лидеру ПИВТ Мухаммадшарифу Химматзода), пока партия не будет уверена, что в случае победы «страна превратится и Японию», приход к власти не имеет никакого смысла.

Таким образом, главным политическим завещанием С.А. Ну­ри своим последователям было то, что больше никогда без нужной интеллектуальной подготовки, без соответствующих кадров и без соответствующих программ развития страны не следует претендо­вать на власть. Мне кажется, что это один из самых серьезных и принципиальных выводов его политической жизни.

Эволюция политических позиций и политического поведе­ния ПИВТ продолжается и сегодня. В последний год своей жизни С.А. Нури говорил о необходимости преобразований, которые должны охватить структуру партии, ее программы и приоритеты. Нынешний лидер партии М. Кабири также заявил, что продолжает курс реформ, но я думаю, что его возможности более ограничен­ны, чем у С.А. Нури. Поэтому мне представляется, что на опреде­ленное время он отложил часть реформ, в том числе и по обновле­нию структуры ПИВТ, а также ее кадрового состава. Но вместе с тем он инициировал некоторые изменения содержательного харак­тера в тактике и стратегии ПИВТ. Например, он начал свой курс с тезиса «доверие», который он объяснил как серию практических шагов для укрепления внутреннего доверия в ПИВТ, а также ее взаимного доверия с исламским духовенством, политической эли­той и с международным сообществом. После ухода С.А. Нури ПИВТ действительно нуждалась в восстановлении этого доверия, так как эта утрата лишила партию серьезной части контактов и доверия.

Другим существенным изменением в тактике ПИВТ можно назвать идею к развороту на выборах в сторону народа и молоде­жи. То есть, судя по заявлениям М. Кабири, партия пришла к вы­воду, что на данном этапе приоритетом является не участие или победа на выборах, а сближение с народом и формирование моло­дого поколения последователей. Партия не должна ждать выборов, и ее успехи не должны оцениваться результатами участия на вы­борах. Вообще, на данном этапе участию в выборах в качестве ос­новной цели и главной формы деятельности партии отведен вто­рой план.

А как же может существовать и развиваться политическая партия без выборов? Мне кажется, подобный шаг связан с таким психологическим моментом: участие ПИВТ в парламентских вы­борах 2000 и 2005 гг. не увенчалось особым успехом. Хотя лидеры ПИВТ считают, что на самом деле они завоевали намного больше голосов, чем их противники, но каждое такое участие еще раз под­черкивает реальные возможности партии и, что очень важно, ре­альные условия прохождения этих выборов. А бесконечное повто­рение этого усилит пессимистические настроения в рядах ПИВТ. В результате, часть из ее членов могут «деактивизироваться» или просто уйти с политической арены, так как постепенно они теряют веру в целесообразность политического участия в таких условиях.

Опыт Таджикистана по легализации деятельности политиче­ской партии религиозного характера показывает, что такой выбор является рациональным путем для обеспечения стабиль­ности в мусульманских обществах со светским режимом правле­ния. Легальная деятельность исламских политических сил приве­дет к глубокой эволюции их сущности, структуры и методов ведения политической деятельности в целом, а также к трансфор­мации их политической культуры.

Действуя на легальной политической арене и в строгих рам­ках закона, эти силы постепенно проходят процесс глубокой со­циализации и модернизации, разделяют чувство ответственности за стабильность и развитие общества в стране. Адаптируясь к по­литической культуре общества, они переходят на умеренные сози­дательные позиции и становятся естественной частью легального политического пространства. Такая трансформация приведет к снижению религиозного и политического экстремизма в обществе. Легализация - это канал их социализации, модернизации и нацио­нализации. А у периферии и подполья существует совершенно другая логика.

Таким образом, легализация религиозной политической дея­тельности Таджикистан приобрела устойчивую стабильность в этом направлении. Это не теоретический вывод исследователя - вот уже десять лет этот механизм работает на практике. И, как го­ворится, «фактор нестабильности» в конечном итоге превратился в элемент стабильности. Это и есть один из важнейших уроков тад­жикского мирного процесса.

Автор: А. Рахнамо,

кандидат политических наук (Таджикистан)

«Социальная специфика развития политической культуры в Центрачьной Азии», М, 2009 г., с. 186—195.

Специально для Islam-today.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Социальные комментарии Cackle