• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Иран и хорошее нововведение. Али Шариати

Время чтения: 4 мин
4668

 

После того, как политика России в отношении Сирии поменялась на «жди и смотри», поддерживающий режим Баас Иран остался как бы в одиночестве, пишет в своей колонке экономический обозреватель газеты «Стар» Джемиль Эртем. И вот тут-то хотелось бы заново дать оценку Ирану и Иранской революции, т.к. Иранская исламская революция не была только шиитской революцией.

Сегодня те, кто говорят, что то или иное течение или даже одна организация основывает государства, пусть не заблуждаются и не считают Иранскую  революцию шиитской. Еще раз повторюсь, Иранская революция не была шиитской революцией, однако через некоторое время не без помощи Америки она превратила Иран в шиитскую диктатуру. И кровавый режим партии Баас поддерживает именно эта диктатура.

Нельзя объяснять превращение Иранской революции в диктатуру политической составляющей ислама. Продолжатели дела иранской революции на самом деле выбрали путь, противоречащий Исламу. Этот путь был путем, который определила Америка в 1977 г. Когда 1977 г. Шах Ирана посетил США и попросил у них помощи для либеральных преобразований, президент Картер ответил Шаху, что тот опоздал, и о помощи США речи быть не может. США, возвратив находящегося на то время в Париже Хомейни в страну, уже в то время сделали первый шаг для реализации планов по построению национальной шиитской диктатуры.

США понимали, что конец Шаха близок, и революция неминуема, однако хотели, чтобы она  произошла под их контролем. Единственным способом для этого было возвращение Хомейни с обещаниями «демократии» и установлении подконтрольной США национально-буржуазной диктатуры.

Али Шариати погиб 1977 г. от рук шахской охранки САВАК, но если бы он жил, его все равно бы уничтожили «Стражи революции», как поступили с ТУДЕ.

Али Шариати в молодости поддерживал Мусаддыка. Когда направленная на экономическое развитие антиимпериалистическая линия Мусаддыка в 1953 г.была подавлена англосаксонским господством, Али Шариати и ТУДЕ извлекли из этого очень важные уроки. Первое, Иран не сможет развиваться только национализировав добычу полезных ископаемых, т.к. не хватает просто добывать нефть, необходимо еще ее перерабатывать, распределять и создавать в этой области сильные монополии. Второе, установление нового режима возможно только при помощи волеизъявления народа. Политическое сознание для создания этой воли присутствовало на этих землях уже тысячи лет. Али Шариати верил, что выдвинув на передний план чувство справедливости, присущее Исламу, можно будет развить новою оригинальную систему. Его статья «Черный шиизм и красный шиизм» на самом деле была шагом к созданию «хорошего новшества» (Бидаа аль-хасана). В этой статье Шариати высказал мнение, что принятие капитализма как есть, без попытки его изменить является реакционным и «темным» видением. По его словам, ислам - это народная доктрина, просто необходимо это вытащить на свет. Шариати всегда разъяснял, что основной целью ислама должно быть равенство, социальная справедливость и прекращение эксплуатации.

«Черная религия» Шариати, принуждая общество исполнять ничем необоснованные нормы и правила, одурманивала его. «Черная религия» была просто диктатурой, сбившейся с целей установления благосостояния и справедливости. Начиная с династии Сефевидов, в Иране господствовало понимание «религии», как защитницы интересов властьимущих и богатых, что символизировало темноту. Шариати проповедуя, что «заключенная, как Йусуф в колодец капитализма, совесть человека иногда поднимает крик, будит его и тем самым пытается спасти».           Этот дискурс Шариати безусловно является «хорошим нововведением».

Имам Газали сказал: «Бидаа необходима»

Т.е. если пытаться объяснить словами имама Газали: «Все, что появляется после Пророка (с.а.с.) – нововведение (бидаа). Однако не каждое нововведение плохое. Когда изменяются условия, необходимо совершать что-то новое. Имам Шафии в этом отношении разделяет нововведения на порицаемые и хорошие. «Экономическая система должна быть такой системой, которая законно и практично ограничит  человеку, захотевшему потерять чувство меры, его дальнейшие возможности. Неправильно сначала дать человеку возможность потерять чувство меры, а потом пытаться контролировать и судить его с позиции морали, т.е. неправильно формировать систему, фундаментом которой будет капитализм, а надстройкой справедливость и богобоязненность». Данный дискурс Шариати является «хорошим нововведением» и сердцевиной революции 1979 г.

Однако данное «толкование» исламской экономической модели бросало массовый (исламский) вызов как капитализму, так и американской гегемонии, и поэтому его автору быстро заткнула рот охранка шаха САВАК, которая была ничем иным, как местным ответвлением ЦРУ. Али Шариати был убит агентами САВАК в 1977 г. Сейчас в Иране установлена диктатура, которую американцы назвали «наименьшим из зол».  Эта диктатура, по-хитрому используя ислам, поддерживает кровавый режим Асада. Сегодняшняя политика Ахмадинеджада не имеет ничего общего с путем Али Шариати. Однако народное  пробуждение на Ближнем Востоке после Сирии даст возможность и иранцам вернуться на путь Али Шариати.

Газета Стар

Социальные комментарии Cackle