Афганский конфликт и центральная Азия
Центрально-Азиатский регион связан с Афганистаном географически, этнически, исторически, политически и экономически. На протяжении последней четверти века после советского вторжения в Афганистан в 1979 г. политические судьбы центральноазиатских государств и этой страны были в определенной степени взаимосвязаны и взаимозависимы.
Существующая военно-политическая обстановка в государстве говорит о том, что конфликт все еще далек от своего окончательного разрешения и по- прежнему продолжает вызывать напряженность в регионе, представляя реальную угрозу стабильности и безопасности для Центральной Азии и всего мирового сообщества. События в Афганистане оказывают серьезное влияние и на региональную систему международных отношений. До распада Союза республики Центральной Азии не имели самостоятельного курса внешней политики, в том числе в отношении Афганистана. Она сводилась лишь к культурным контактам и небольшому объему экономического сотрудничества.
После обретения независимости в 1991 г. страны Центральной Азии выработали собственный курс внешней политики. На первом этапе (1991-1996), после падения просоветского режима президента Наджибуллы в Афганистане и захвата власти моджахедами, последние проводили политику самоизоляции от афганских событий. В первой половине 90-х годов были открыты лишь консульства Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана на севере страны, в г. Мазари-Шарифе. Приход к власти талибов в 1996 г. вынудил страны Центральной Азии определить новый курс в отношении Афганистана. 4 октября в Алма-Ате состоялось совещание лидеров центральноазиатских стран СНГ (кроме Туркменистана), от России участвовал премьер-министр В. Черномырдин. Участники саммита осудили деятельность движения «Талибан» и приняли решение официально не признавать экстремистский режим.
Однако изоляция в условиях военных побед талибов постепенно сменилась на попытки установления контактов с их режимом. Особую позицию занял Туркменистан, проводивший политику нейтралитета в условиях военного противоборства между талибами и антиталибским Северным альянсом. В стремлении найти мирный путь решения конфликта в 1998 г. была создана группа «6+2» — соседи Афганистана плюс Россия и США под эгидой представителя Генерального секретаря ООН Лахдара Брахими. которая пыталась выступить в качестве посредника между противоборствующими сторонами. Однако неоднократные попытки усадить за стол переговоров обе стороны не увенчались успехом.
В конце 1990-х годов возникла неформальная коалиция региональных государств - России, Ирана, Узбекистана, Таджикистана и Индии, которые выступили в поддержку Северного альянса во главе с его лидером, легендарным героем Афганистана Ахмадом Шахом Масудом. Альянсу оказывалась материальная, политическая и военная помощь. После поражения режима талибов в 2001 г. в регионе сложилась новая ситуация. Страны Центральной Азии стали устанавливать дипломатические отношения с новым Афганистаном во главе с президентом X. Карзаем. Началось многостороннее сотрудничество между ними, в первую очередь в области поставки энергоресурсов (нефтепродуктов и электроэнергии) в Афганистан.
Между тем события в Афганистане серьезно влияют на политические процессы в Центральной Азии. В целом можно выделить четыре основные сферы этого негативного влияния:
1) политическая нестабильность;
2) наркотрафик;
3) коррупция;
4) внешние (внерегиональные) факторы.
Основную угрозу безопасности Центральной Азии по- прежнему составляет продолжающийся вооруженный конфликт в Афганистане. Запад, представленный в Афганистане силами международной антитеррористической коалиции, все больше начинает осознавать, что военный путь ликвидации исламского экстремизма и терроризма в регионе ведет в тупик. К тому же, как показывает динамика развития событий в Афганистане, связанных с борьбой против талибов и их союзников, планируемое увеличение численности американских войск за счет выводимых из Ирака 20-30 тыс. человек вряд ли сможет радикально изменить военно-политическую ситуацию в стране, а лишь вызовет новый всплеск активности противников режима X. Карзая и его западных союзников.
В своей борьбе против режима X. Карзая афганские талибы активно сотрудничают с близкими по духу исламскими радикальными группировками и организациями, в частности с «Аль-Каидой», Исламской партией Афганистана во главе с Г. Хекматьяром, радикальной исламской группировкой Дж. Хаккани. Они также тесно сотрудничают с Исламским движением Узбекистана (ИДУ). Контакты между ними были установлены еще в конце 1990-х годов. Бывший лидер ИДУ Джума Намангани в 1998-2000 гг. занимал пост заместителя главнокомандующего войсками талибов и руководил военными операциями талибов на севере Афганистана. В 2001 г. он был убит во время боевых действий. Немалое число боевиков ИДУ во главе со своим духовным и военным руководителем Тахиром Юлдашем и сейчас воюют в рядах талибов и «Аль- Каиды».
В то же время афганские талибы не несут прямой военной угрозы странам Центральной Азии. Тем более что их союзник - ИДУ загнан в глубокое подполье и в значительной степени маргинализован. Однако остается опасность распространения идущей от афганских экстремистов идеологии исламского фундаментализма, или, если говорить более корректно, «джихадизма». Тем более что для этого в регионе есть благоприятные условия. Особенно опасным в этом отношении остается Ферганская долина, где накоплен крупный потенциал социального, замешанного на религиозной почве массового недовольства.
Трансграничная связь между талибами, «Аль-Каидой» и «джихадистами» Центральной Азии подпитывается афганским наркотрафиком. Многолетняя и многосторонняя борьба против производства и распространения наркотиков в Афганистане пока не приносит должных результатов. Год от года производство опиатов в Афганистане продолжает возрастать и в настоящее время составляет более 90% всего героина, потребляемого в мире. Более того, в последние годы при рекордных урожаях его предложение на мировых рынках намного превысило спрос, который составляет 4 тыс. т. При этом в производстве наркотиков в Афганистане занято 3,3 млн. человек, или 14,3% населения. Стоимость нелегального наркоэкспорта достигает 3,4 млрд. долл., что составляет треть афганского валового продукта (11,5 млрд. долл.).
Почти весь объем производимого наркопродукта нелегально переправляется тремя основными потоками за рубеж - в Иран и далее в Европу (34%); в Пакистан и далее в Индию и Европу (около 40%); в Центральную Азию и далее в Россию и Европу (21%). В итоге Россия оказывается самой крупной мишенью афганских наркотиков - их потребляют более 3 млн. человек. В странах Западной Европы от 90 до 95% потребляемого героина - также афганского происхождения.
Судя по всему, территория Центральной Азии входит в зону контроля именно афганской наркомафии, которая действует, естественно, в тесном сотрудничестве с местными наркогруппировками. Подавляющая часть наркотиков, отправляемых афганскими наркодельцами по «Северному маршруту», в первую очередь проходит через территорию Таджикистана. Оттуда наркотики продолжают свой путь в Киргизстан. Сначала они в основном поступают в Ош, куда их доставляют по Хорогской дороге. Далее наркотики попадают в Бишкек, откуда воздушным транспортом или по железной дороге через Казахстан переправляются на территорию России. При этом, естественно, некоторая их часть остается в центральноазиатских республиках.
Главная опасность афганского наркобизнеса заключается в том, что наркомафия не заинтересована в региональной стабильности. Громадные прибыли, получаемые от наркотиков, идут на поддержку сил, оказывающих разрушительное воздействие на государства региона, а также за его пределами. Наркотики разлагают как общество, ломая традиционную шкалу духовно-нравственных ценностей и моральных норм, так и государственную систему, повышая уровень коррумпированности и криминализации власти.
Кроме того, наркоденьги всегда будут питать различного рода радикальные и террористические организации.
Как показывают события в Афганистане, наркобизнес тесно сращивается с подрывной деятельностью талибов и других противников кабульского режима. Талибы активно содействуют развитию наркопроизводства в Афганистане, снабжают афганских крестьян деньгами и семенами, обеспечивают их безопасность от произвола местных органов власти. Афганские наркотики - один из основных финансовых источников антиправительственной деятельности в Афганистане. По данным НАТО, от 40 до 60% доходов талибов образуется за счет наркотиков. Однако наркодилеры считают эту цифру заниженной. Талибы облагают крестьян- наркопроизводителей налогом (10% урожая). В свою очередь, наркобароны снабжают экстремистов оружием, деньгами и рекрутами в обмен на защиту наркомаршрутов, опийных плантаций и членов своих группировок. В итоге наркобароны и их криминальный бизнес процветают в обстановке отсутствия безопасности и устойчивого государственного управления в районах повышенной активности талибов. Наконец, многие представители местных и центральных органов власти связаны с наркотрафиком и получают от участия в нем немалые дивиденды. Наркокоррупция особенно пышно процветает среди государственных чиновников провинциального и окружного уровня.
Коррупция в Афганистане, принявшая в последние годы тотальный характер, подпитывается деятельностью криминальных структур, а также группировок, так или иначе связанных с талибами. Особенно коррумпированы правоохранительные органы, в первую очередь внутренних дел. Так, должность начальника полиции наркопроизводящей провинции оценивается в Афганистане в 150 тыс. долл. Зачастую полицейские чины не только «крышуют» наркобизнес, но и прямо участвуют в нем.
Интересную цепочку коррупции на разных уровнях социальной и политической иерархии выстраивают американские исследователи Барнетт Рубин и Джейк Шейман в своем докладе о борьбе с наркотиками в Афганистане: «Приходящие в деревню мелкие купцы должны платить полиции или бандитам по пути в деревню. Полицейский, в свою очередь, "отстегивает" часть своему начальнику. Полицейский начальник платит уже в Министерство внутренних дел. Если он хочет занять пост начальника полиции уезда в наркопроизводящей провинции, он должен платить депутату парламента или другому влиятельному лицу, с тем чтобы его представили нужному чиновнику в Кабуле. Этот чиновник должен соответственно дать взятку ("политический взнос") за получение поста, на котором он может делать такие большие деньги. Чтобы иметь нарколабораторию, где опиум перерабатывается в героин, необходимо платить тому, кто контролирует местную территорию, - чаще всего влиятельному местному авторитету или правительственному чиновнику или талибам. Для того чтобы ввезти в Афганистан прекурсоры (химикаты для производства героина. - В.К.), необходимо платить пограничникам, зачастую с обеих сторон, или группе вооруженных людей для прикрытия перехода через границу. Контрабанда наркотиков требует доступа к аэродрому или к пограничному пункту, которые контролируются соответственно национальной авиакомпанией "Ариана" и пограничниками. Те и другие имеют немалый доход от контрабанды наркотиков. Сопровождение через границу, а также услуги дорогостоящего специалиста по упаковке героина в тару, используемую для легального экспорта, тоже стоят немалых денег. Наконец, высокие чины в бюрократических, военных, политических и общественных структурах, вовлеченные в наркобизнес, тоже претендуют на свою долю в конечном распределении прибылей, хотя чем выше поднимаются деньги, тем менее очевидной становится их связь с истоками наркобизнеса».
Наконец, в Афганистане мы наблюдаем тенденцию слияния наркобизнеса, коррупции и политического экстремизма. Наглядным примером тесного взаимодействия коррумпированного чиновничества, вовлеченного в наркобизнес, с талибами может служить активное функционирование крупного (по масштабам сделок) рынка оружия на таджикско-афганской границе. Он расположен на одном из островов пограничной реки Пяндж. Здесь практически легально происходит обмен оружия на наркотики. Подступы к рынку и, соответственно, безопасность проведения торговых операций охраняются полицейскими с обеих сторон. Их действия прикрываются соответствующими властными структурами обоих государств. Оружие поставляется на рынок российскими мафиозными группировками, а героин поступает из южных провинций Афганистана, чаще всего из провинции Гильменд, производящей около 40% всех афганских наркотиков. Обменом наркотиков на оружие занимаются афганские наркодилеры, которые делятся доходом с местной полицией и чиновниками. На продажу предлагаются снайперские винтовки, автоматы Калашникова, гранатометы и боеприпасы. Приобретенное на рынке оружие далее перепродается талибам на юге. 1 кг героина первого сорта стот здесь, на границе, 600 фунтов стерлингов, автомат АК-47 ■ 50 фунтов стерлингов. На севере Афганистана автомат оценивается уже в 100 фунтов стерлингов, на юге и востоке же, где в условиях происходящих там боевых действий на оружие самый большой спрос, цена серьезно возрастает.
Так наркобизнес, процветающий в коррумпированной среде подпитывает терроризм, выплескиваясь за пределы Афганистана и коррумпируя государственные и иные структуры на территории сопредельных стран, в первую очередь Центрально-Азиатского региона.
Наконец, еще одним каналом влияния афганского конфликт на безопасность и ситуацию в целом в Центральной Азии является внешний, или внерегиональный, фактор. Речь идет о военном присутствии США и НАТО как в самом Афганистане, так и в странах Центральной Азии. Пребывание иностранных войск в Афганистане имеет для стран региона неоднозначный эффект. США и НАТО в соответствии с объявленными ими целями ведут вооруженную борьбу против исламских экстремистов и террористов в лице талибов и боевиков «Аль-Каиды» и оказывают помощь в восстановлении экономики Афганистана. С этой точки зрения действия НАТО находят поддержку со стороны политического руководства России.
Однако затянувшееся военное присутствие Альянса в Афганистане не привело к ликвидации исламского экстремизма и терроризма в стране. Более того, по мере дальнейшего наращивания численности иностранных войск в Афганистане растут масштабы вооруженной борьбы талибов против правительства X. Карзая и его западных союзников. В результате боевых действий увеличивается число жертв среди мирного населения. Таким образом, пребывание войск НАТО не стало стабилизирующим фактором в Афганистане. В то же время США, помимо официально продекларированных целей в стране, действуют в собственных интересах - геополитических, экономических, военно-стратегических. Вашингтон создал на афганской территории сеть военных баз, которые предполагается использовать в качестве плацдарма для сдерживания Ирана, России и Китая. Подписав в 2005 г. Соглашение о стратегическом партнерстве с Афганистаном, США стремятся закрепить эти базы за собой на постоянной основе.
Более того, после терактов 11 сентября 2001 г. США удалось закрепиться непосредственно в странах Центральной Азии. Полу- чив негласное «добро» от Москвы, заявившей о своей поддержке международной антитеррористической коалиции в Афганистане, Вашингтон разместил свои силы для тылового обеспечения военных операций Пентагона на военных базах в Узбекистане, Таджикистане и Киргизстане. Однако наряду с реализацией объявленной цепи США преследуют и иные задачи в рамках «защиты национальных интересов» - обеспечить американскому бизнесу доступ к топливо-энергетическим ресурсам Центральной Азии, создать ситуацию «защиты энергетических интересов» американских нефтяных корпораций в Каспийском регионе, открыть рынки Центральной Азии для американских инвестиций, товаров и услуг, стимулировать структурные экономические реформы.
Вашингтон, закрепившись экономически в Центральной Азии, пытается также оказывать непосредственное влияние на характер внутреннего развития государств региона и направлять его и нужное русло. Результатом его активности, по существу вмешательства в их внутренние дела, стало провоцирование «тюльпановой революции» в Киргизстане в 2005 г. Известна и роль США в событиях в Андижане в 2005 г. Попытка Вашингтона инициировать международное расследование этих событий в стремлении оказать давление на правительство Узбекистана привела к резкому обострению американо-узбекских отношений. В итоге Ташкент отказал США в праве пребывания их войск на военной базе Карши-Ханабад, Соответствующая реакция последовала и со стороны ШOC, на своем саммите 2005 г. потребовавшей от США и других членов НАТО определить конечные сроки их военного присутствия на базах Центральной Азии.
Политика США направлена также на ослабление, а в перспективе и вытеснение России из Центральной Азии и занятие ключевых геополитических позиций, обеспечивающих полный контроль над доступом к основным мировым запасам углеводородного сырья, а также дальнейшую изоляцию России. Однако Москва в последнее время усилила свои позиции в регионе как на основе двусторонних отношений с региональными государствами, так и в рамках региональных организаций - ОДКБ и ШОС. Обеспокоенный таким характером развития событий, Вашингтон выдвинул новую международного инициативу. Речь идет о проекте «Большая Центральная Азия», представленном в 2006 г. Институтом по изучению Центральной Азии и Кавказа Университета им. Дж. Гопкинса в Вашингтоне. Главная цель проекта - связать в единое военно-стратегическое и геополитическое целое Центральную
Азию и Афганистан, а затем объединить Большую Центральную Азию с так называемым «Большим Ближним Востоком», с передачей в будущем Западу функции контроля. Целями проекта являются также обособление этого расширенного региона и его вывод из- под влияния других великих держав - России и Китая. При этом, по замыслу авторов проекта, в качестве одного из основных инструментов осуществления указанной американской стратегии должна выступить НАТО. Как они полагают, этот проект призван способствовать тому, чтобы Афганистан и регион в целом превратились в безопасную зону суверенных государств, развивающихся в русле эффективной рыночной экономики, базирующихся на светских и открытых системах государственного управления и поддерживающих позитивные отношения с Вашингтоном.
Однако по прошествии нескольких лет разработки этого проекта становится ясно, что идея создания Большой Центральной Азии, являясь составной частью американской внешнеполитической концепции, призвана стать новой геополитической и геостратегической реальностью. Авторы проекта планируют поставить Афганистан со всеми его угрозами и проблемами в центр нового географического образования и через него влиять на процессы политического, экономического и военного развития всего региона. Здесь совершенно явно прослеживаются долгосрочные стратегические интересы США по созданию некой искусственной структуры, которая может стать препятствием на пути расширения сотрудничества региональных государств с Россией и Китаем. И опять же в этом проекте просматриваются довольно прозрачные контуры стремления США установить контроль над добычей и транспортировкой углеводородов из Центральной Азии.
Так, появившись в 2001 г. в Афганистане в качестве «освободителя», «миротворца» и «поборника демократии», США превратились в крупнейшего внешнеполитического игрока в регионе, претендующего на доминирующие позиции и стремящегося навязать народам Центральной Азии устраивающую Вашингтон модель общественного развития.
Автор: Виктор Коргун,
доктор исторических наук (ИВ РАН)
«Российско-турецкий диалог по проблемам Центральной Азии и Кавказа: История и современность», М„ 2010г., с. 239-248.
Специально для Islam-today.ru
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора