• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Азан над Абхазией. Эксклюзивное интервью муфтия Абхазии Салиха хаджи Кварацхелия порталу Islam-Today

Время чтения: 10 мин
5372

Аналитическая справка

«Исламский фактор в Абхазии пока не имеет большого значения также и в силу весьма слабых международных связей мусульманской общины республики. Есть два основных и естественных направления связей - это Турция, где в основном живут абхазы-мусульмане, а также Россия, с которой привычнее и легче поддерживать связи, в том числе и религиозные. …С «живыми формами» ислама абхазы фактически познакомились лишь во время и после войны 1992-1993 годов. Приехавшие воевать на их стороне представители северокавказских народов, а также потомки мухаджиров из Турции к тому времени уже начинали практиковать ислам, что для самих абхазов было внове.» (А. Ярлыкапов, ст. научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН, caucasustimes.com 10.12 2013)

«На самом деле - вера абхазцев и соответствующие обряды, скорее сохранившиеся до наших времен древняя форма монотеизма, веры в единого Бога. То, что мы называем язычеством, это результат позднейших трансформаций этой древней формы монотеизма и об этом свидетельствуют археологические и этнологические данные по всему миру. Многие народы прошли через этот этап трансформации (веры в Единого Бога), а у абхазов все это осталось в первозданном виде». (Д. Халидов – вице-президент Академии геополитических проблем, ansar.ru)

Абхазы – мусульманский народ

Islam-Today: Ас-салам Алекум, Салих-хаджи. В России более информированы о политических событиях в Абхазии, нежели о состоянии ислама в абхазском сообществе. Исламская религия является официальной в Абхазии?

Салих Кварацхелия: Уа алейкум ассалам уа рахмату Ллахи уа баракатуху. Ну, во-первых, сразу хотелось бы отметить что, в Абхазии нет какой-либо официальной религии. Абхазия светское государство. Хотя в разные исторические периоды доминировало влияние той или иной религии. До XVI века это было византийское христианство, а после покорения турками-османами в 1453 г. Константинополя и распространения своего влияния на Кавказ, в XVI веке, в Абхазии распространяется ислам. Уже после окончания русско-кавказской войны и массового переселения большей части населения Абхазии, преимущественно мусульман, опять получает некоторое распространение христианство. По данным абхазского ученого-религиоведа Г. В. Смыр к началу советского периода к исламу причисляло себя около 90% абхазов населяющих Абхазию, а уже к концу этого периода 50%. Хотя абхазы относят себя к той или иной религии, большей частью, номинально, не углубляясь в понимании религии и соблюдении ее предписаний в повседневной жизни.

Так что о какой-либо одной официальной религии в Абхазии речи быть не может, как бы кому не хотелось. Да, исторически, христианство сыграло свою роль в становлении Абхазского государства, и видимо, поэтому многие сегодня позволяют себе называть Абхазию православной страной, но мы не должны забывать, что абсолютное большинство абхазов в мире – мусульмане, и точно также можно называть абхазов мусульманским народом. А ведь абхазы, которые четко сохраняют свою национальную идентичность, язык, культуру живут не только в Абхазии. Поэтому, на мой взгляд, будет более мудрым сегодня отказаться от того, чтобы давать какие-либо религиозные определения нашего государства.

Можно ли говорить о полноправном развитии ислама в Абхазии сегодня? Сколько мусульманских общин  входит в ДУМ Абхазии, и каждая ли община имеет необходимые мечеть и другие необходимые мусульманские объекты, государство гарантирует условия соблюдения религиозных потребностей мусульманского сообщества?

- Да, конечно, ислам в Абхазии развивается, несмотря на множество факторов препятствующих этому развитию, в том числе и политическому. Буквально 20 лет назад, трудно было представить себе, что в Абхазии будут, какие бы то ни было мечети, переполненные молящимися, звучать азан, проводиться коллективные молитвы, будет муфтий и т.д.

Абхазия маленькая страна, и мусульмане Абхазии это одна община. У нас две небольшие, импровизированные мечети: в Сухуме и Гудауте, и на данный период этого достаточно. Планируется строительство новых, благоустроенных архитектурных мечетей.

С кладбищами сложнее, есть у нас мусульманское кладбище в Гагрском районе, но этого недостаточно. На данный момент решается вопрос выделения земельного участка под кладбище в Сухумском районе. Но, надо отметить, у абхазов традиционно принято хоронить умерших на фамильных, родовых кладбищах. Тем не менее, и этот вопрос, по милости Всевышнего, мы надеемся, будет решен в ближайшем будущем.

А что касается государства, то оно предоставляет относительно равные условия для удовлетворения религиозных потребностей своих граждан.

Исламское образование, вопросы хаджа, строительство настоящих мечетей и другие вопросы исламской жизни - получат ли внимание новой власти?

- Конечно же, как и после любых общественных перемен, мы надеемся на лучшее. Все эти вопросы обязательно должны получить не просто внимание со стороны новой власти, а активную помощь и поддержку во всех социально значимых проектах. Только во взаимодействии общества и власти мы сможем достичь позитивных изменений в социальной сфере.

Исламу в Абхазии быть, и с этим необходимо смирится

Каким Вы видите будущее мусульманского сообщества в Абхазии, в школах Абхазии изучаются основы религии?

- К сожалению, пока в наших школах не изучают основы религии, но может на данном этапе это и лучше. Исламу в Абхазии быть, будут и общины и мечети во всех городах; и с этим необходимо смирится и считаться всем противникам и недоброжелателям. Как я уже говорил, подавляющее большинство абхазов в мире мусульмане, а Абхазия единственная историческая родина всех абхазов.  Мы, абхазы, как этнос, сможем сохраниться и развиваться только на своей исторической родине и в теснейшей связи с ней, а также с нашими соседями: близкородственным адыгским и другими народами Северного Кавказа, которые также являются мусульманами, и всей дружественной Россией. Поэтому, наша задача состоит в том, чтобы неуклонно следовать культуре диалога, взаимоуважения между представителями разных религий, а со стороны государства – не делать перекос в пользу одной религии в угоду политической конъюнктуре. Религия принадлежит Аллаху, а родина – всем.

Развитие религиозной сферы в любом обществе – процесс долгий и сложный, требующий монолитности. Как бы Вы охарактеризовали абхазское сообщество – оно постсекулярное или на практике доминирует атеизм в силу политических предпосылок?

- Скорее всего, наше общество постсекулярное. Все же в той или иной степени влияние религии и в обществе, и в политике растет. И христианство, и ислам в Республике возрождаются и набирают обороты в своем развитии, хотя, в целом, в обществе доминируют традиционные поверья и следование традициям.

В Абхазии сменилось высшее руководство, Вы полагаетесь на диалог с властью? Есть ли во властной структуре Абхазии ведомство, занимающееся вопросами религии, меценаты, кто мог бы помочь в строительстве мечети, в вопросах хаджа?

- Да, конечно же, мы рассчитываем на конструктивный диалог с властями на благо развития нашего общества и в структуре власти есть ведомство курирующее вопросы религии. В Абхазии те, которым небезразлично положение мусульман и не только, и стремясь к довольству Всевышнего, благодарят Его посредством своего имущества, расходуя его благотворительность.

Первыми мусульманами в Абхазии были представители высших сословий - князья и дворяне

Религиозные деятели, оставившие след в исламе были? Отличается ли положение мусульман свободной Абхазии от того, что было в автономной Абхазии в составе Грузии?

Конечно, были и представители власти и религиозные деятели, которые оставили след в распространении ислама среди абхазов. Известно, что первыми мусульманами в Абхазии во времена Османской Турции были представители высших сословий, т.е. князья и дворяне.

В Стамбул, Трабзон, Батум и другие города для обучения основам мусульманского вероучения и права, турецкого и арабского языков отправлялись наследники владетельных князей Чачба, дети абхазских князей, дворян, они строили фамильные мечети, например, Кац Маан в Гудауте в середине XIX века. Постепенно ислам проник и в среду крестьянских сословий.

Многие абхазы после массового переселения в Турцию в результате русско-кавказской войны, возвратились на родину и стали служить делу распространения ислама в Абхазии вплоть до 1917 г. Например, Ч. Бутба, возвратившийся из Турции в 1908 г., добился официального разрешения на открытие в селах мечетей и назначения там имамов. Можно также упомянуть и Сулеймана Смыр, который известен как борец за права мусульман Абхазии во времена царской России и один из авторов письма русскому царю о построении мечетей в Абхазии.

В советский период, несмотря на жестокое преследование и репрессии, жили и проповедовали ислам многие имамы: Махмут и Махты Адлейба, Мыстафа Минджия и др. в Абжуйской Абхазии; Хакы Авидзба, Меджит Хватыш, Мсурат Царгуш, Арутан Гицба и др. в Бзыбской Абхазии.

О положении ислама в автономной Абхазии в составе Грузии можно говорить много, ислама к началу войны с Грузией в Абхазии практически уже не было. Оставался единственный, последний в Абхазии советский «мулла», который совершал намаз, читал Коран, это житель села Дурипш Арутан Гицба. Мечетей в Абхазии не было.

И только во время грузино-абхазской войны и после нее началось возрождение нашей религии, как впрочем и абхазской церкви. Создано Духовное управление мусульман Республики Абхазия, избран муфтий, репатриант из Турции, ныне покойный Адиль Габлиа, возродивший нашу религию, да смилостивится над ним Аллах.

Салих-хаджи, Абхазия граничит с Грузией, морем и мусульманской Карачаево-Черкессией. Есть ли контакты с ДУМ республик Северного Кавказа? Имеете ли Вы возможность выезжать на международные исламские конференции, проводимые в Чечне, Дагестане, Москве?

- Да, такие контакты есть, и с Духовными управлениями Северного Кавказа и другими. Мы часто получаем приглашения от наших российских друзей на участие в разного рода конференциях и в Чечне, и в Москве, принимали участие и в международных исламских форумах в Стамбуле и Ливии. И мы надеемся, что наши дружественные, братские отношения и сотрудничество будут иметь продолжение на благо ислама и мусульман.

- Каким был Ваш путь в Ислам, кто были Вашими наставниками? Молодежь Абхазии тянется к религии, к получению богословского образования?

- Я принадлежу к мусульманскому роду, поступив в Нефтяной университет в Уфе, дружил с мусульманами, стал познавать ислам посредством них и со временем обнаружил богатое исламское наследие в наших абхазских традициях, языке и культуре. Позднее учась в Адыгейском госуниверситете, стал более системно изучать ислам и претворять получаемые знания в повседневной жизни, стал активно заниматься религиозной деятельностью, чем занимаюсь и по сей день.

Абхазская молодежь активно приходит к религии, в основном это люди грамотные, с высшим образованием, спортсмены и др. На данный момент два человека получают исламское образование в Стамбуле. В этом году должны принять на учебу в исламский университет в Карачаево-Черкессии еще одного. Исламского образования у нас в стране пока нет, только небольшие курсы по изучению основ ислама при мечетях, (типа воскресной школы для детей). Вопросы религиозного образования нам еще предстоит решать. Ислам в Абхазии суннитского толка и традиционно ханафитского мазхаба. Хотя, еще при царской России в Абхазии была и шиитская община.

Как и чем живет мусульманское сообщество независимой Абхазии?

- На сегодняшний день – это проповедь, просвещение, воспитание. В планах строительство новых мечетей в Гудауте и Сухуме. На предстоящий Курбан-байрам - забой жертвенных животных и раздача мяса малообеспеченным. Возможно, что будет организовано праздничное застолье. Мусульмане задействованы в разных сферах и живут жизнью своего народа.

Постфактум

Салих хаджи Кварацхелия лет 8-9 назад поехал на экскурсию в Новый Афон. И перед намазом что-то подсказало муфтию Абхазии взойти на сохранившиеся развалины Нового Афона и с высоты стен анакопийской крепости, построенной в доисламскую эпоху, прочитать азан. В местах, свидетельствующих о гибели в 736-737 годах 35 тысяч арабов, тысячи грузинских, двух тысяч абхазских оборонявшихся воинов.

Пронзительный распев «Аллаа -агъу Акбар!» уносился в прозрачные дали, - впереди Черное море, за спиной горы. Азану над Абхазией  вторило эхо.
       
Светлана Мамий, Москва

Социальные комментарии Cackle