• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Тахрир v.2.0

Время чтения: 4 мин
3249

С победы Мухаммада Мурси, бывшего члена партии «Братья мусульмане», в Египте прошел год. Что изменилось с тех пор? Стала ли жизнь лучше, после прихода людей, утверждающих, что источником их политической программы является Коран и сунна (лозунг ихвановцев – «Ислам – это выход из ситуации»)? Оправдал ли новый президент надежды египетского народа? Наверное, большинство египтян, да и не только, ответят на эти вопросы отрицательно.

Уже который год безработица в стране превышает 12%, ниже черты бедности более 20% населения. Заработная плата людей со времен правления Мубарака практически не изменилась, ВВП на душу населения не превышает 6,600 долл. в год, когда как цены на продукты подскочили в 1,5-2 раза – такова цена революции. Конечно, за один год невозможно отреставрировать то, что было разрушено за десятилетия, но ведь какой-то положительный тренд наблюдаться должен!

И вот страна снова оказалась на перепутье – или снова устраивать революцию, пошуметь, погалдеть, свергнуть власть и поставить нового «демократически избранного президента»; или работать, работать, и еще раз работать. А как иначе можно исправить сложную социально-экономическую ситуацию, еще сильнее обострившуюся после революции? Разве возможны положительные изменения без тяжелого труда? Всевышний Аллах разве не говорит в Коране: «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя…» (13:11)? Поэтому, вместо того, чтобы устраивать новые акции на Тахрире, египтянам следовало бы начать трудиться на благо отечества. Если они хотят изменений к лучшему, выхода своей страны из кризиса, все равно придется рано или поздно заняться созидательным трудом – с Мурси или без. К сожалению, порой эмоции народа берут верх, терпения не хватает, а этим пользуются нечистоплотные борцы за власть.

Некоторые сравнивают события на Тахрире с событиями на Таксиме в том плане, что и там и там светское общество недовольно исламистами. Позволю себе немного не согласиться. Эрдоган, в отличии от Мурси, решает повседневные вопросы турецкого народа, страна демонстрирует устойчивый, в отдельные годы даже стремительный экономический рост, реализуются вековые проекты (например, строительство нового канала, параллельного Босфорскому проливу). Турки не могут сетовать на ухудшающуюся экономику, основные слои населения довольны существующим режимом и правительством, а на оппозиционные митинги выходят, скорее, сытые маргиналы. В Египте же за отставку правительства были собраны свыше 20 миллионов голосов (из 85-миллионного населения)!

Эрдоган  умело справляется с оппозицией, кого-то отправляя за решетку, а кого-то перешивая в удобный для взаимодействия вариант. Практически весь амбициозный генералитет он сумел в кратчайшие сроки поставить на место, а в ближайшее время и вовсе отберет из их рук возможность захвата власти. Он, в отличие от Мурси, умеет договариваться не только с мирной оппозицией, в последние месяцы был достигнут существенный прогресс в перемирии даже с боевиками Рабочей Партии Курдистана! Это то, чего до него не удавалось ни одному политику с момента основания Турецкой Республики. Мурси же порастерял ближайшее окружение, в отставку самовольно подали 10 министров, военные настроены против него, рядом с ним, кроме горстки преданных однопартийцев, практически никого не осталось. И после этого задаешься вопросом – а следовало ли вообще ихвановцам лезть в предвыборную гонку? Ведь и ежу понятно, что после прихода во власть все внимание будет сосредоточено на них, и то, что прощали другим, им не простят, так как они представляют собой исламское движение?

В прошлом году, когда проходила предвыборная гонка, я пообщался с египтянами по поводу кандидатов в президенты. Я специально задавал вопросы религиозным людям, практикующим Ислам. Не менее половины тех, с кем я общался, отдавали свое предпочтение оппоненту Мурси, Ахмеду Шафику. Когда я спросил причины этого, мол, Мурси ведь практикует Ислам, мне отвечали примерно одно и то же: «Это его личное дело, совершает он намаз или нет. Но ведь он (Мурси) не разбирается в экономике, дилетант в международной политике. А Шафик, пусть и человек светский, приближенный к правительству Мубарака, но он разбирается во всем этом, компетентный политик». Теперь, наблюдая за событиями в Египте, трудно не согласиться с данным мнением. «Братья-мусульмане» оказались неумелыми политиками, дипломатами и менеджерами, и за один год успели совершить множество критических, непростительных для руководства страны ошибок. Многие исследователи говорят, что после этого проект политического Ислама можно похоронить на ближайшие полвека.

В народе говорят, что нет худа без добра. И из фиаско новой власти Египта можно извлечь несколько выводов. Во-первых, в очередной раз всем стало предельно очевидно – революции ни к чему хорошему не приводят, и лучше плохой мир, чем хорошая война. Во-вторых, исламизм, или политический Ислам, это еще не решение всех проблем, как бы не утверждали обратное его апологеты. Без эффективного диалога со всеми политическими силами страны и зарубежья, глубокого понимания происходящих политических и экономических процессов как в стране, так и за рубежом, без знания экономики и менеджмента – на современной политической арене делать нечего. И как тут не вспомнить слова Пророка Йусуфа (мир ему), просившего фараона назначить его министром финансов: «Он сказал: «Назначь меня управлять хранилищами земли, ибо я – знающий хранитель»» (Священный Коран, 12:55)!

Социальные комментарии Cackle