Можно ли читать Коран у могилы?
54006
5

Можно ли читать Коран у могилы?

Вопрос: Можно ли читать Коран у могилы? Вот, например, я каждую пятницу хожу на кладбище и читаю Коран возле могил своих родителей. Не раз слышал, что так делать нельзя и что даже это ширк. Скажите, это точно разрешено? И во всех ли мазхабах одинаковые мнения по этому вопросу? Слышал, что в мазхабе ханбалитов подобные действия запрещены. Ответьте, пожалуйста! (Аноним)

Ответ: В отношении чтения Корана у могилы среди ученых есть иджма, что не запрещено читать Коран у могилы и такой человек грешником не будет. Большинство из числа ученых ханафитов, шафиитов, ханбалитов высказались о желательности (мустахабб) таких действий. Они основываются на хадисе от Анаса ибн Малика (رضي الله عنه) что Пророк (صلي الله عليه و سلم) сказал:

من دخل المقابر فقرأ  فيها (يس) خفف عنهم يومئذ و كان له  بعددهم حسنات

«Если кто заходит на кладбище и читает там суру «Ясин», для них (умерших) в тот день облегчается наказание могилы, и тому, кто читал, будет хасанат (саваб) по числу умерших (похороненных на этом кладбище)».

Это приводит автор «Халлала» в своем «Муснаде», также об этом хадисе упоминает Ибн Кудама аль-Макдиси (из ханбалитов) в «Мугни», т. 2, стр. 225 и автор «Тухватуль Ахуази», т. 3, стр. 275.

Шейх Ад-Дардир из маликитов сказал: уляма «Мутааххирун» из маликитов последовали за мнением, что нет ничего плохого в том, чтобы читать Коран у могилы и делать зикр, и дарить саваб за чтение умершему. И иншаа Аллах ему «аджр» тоже будет. (Аш-шархуль кабир, шейха Дардира, т. 1, стр. 423.)

Ибн Кудама (из ханбалитов) сказал: «Любой «курбат», который человек делает, и саваб, который он дарит умершему мусульманину, на пользу умершему, инша Аллах». Далее он сказал: «Когда читается Коран возле могилы умершего и дарится ему саваб за это, для читающего будет саваб, и умерший как будто присутствовал при этом (при чтении Корана). Есть надежда, что ему будет милость. Наш далиль то, что мы ранее упомянули, и в отношении этого есть иджма мусульман; Потому что мусульмане в каждом веке, каждом городе собирались и читали Коран и дарили саваб умершим без порицания. («Аль-Мугни», Ибн Кудама, т. 2, стр. 225.)

Доказательством ученых в пользу того, что саваб «кыра’атуль Кур’ан» (чтение Корана) доходит до умершего, является то, что от имени умершего дозволено делать хадж, и ему за это саваб доходит. Потому что хадж включает в себя намаз, в намазе читается «Аль-Фатиха» и другие суры, то, что доходит в общем, доходит и по отдельности.

В заключении скажем, что в нашем ханафитском мазхабе никакого расхождения в вопросе дохождении саваба до умершего нет. Саваб за чтение Корана дойдет до умершего с позволения Аллаха, в особенности когда читающий делает дуа о дарении саваба умершему. Как отмечено выше, ученые других мазхабов также сошлись на этом.

 

و الله أعلم بالصواب

Шахобиддин хазрат 

Социальные комментарии Cackle
Home